Хотя первый Иерусалимский храм был построен царем Соломоном, подготовка к его строительству началась еще в предыдущем правлении. Царь Давид купил место для храма, тщательно подготовил строительные материалы, составил план храма и накопил деньги.
В то время Иерусалим был намного меньше, чем сегодня, из его четырех холмов был населен только один - гора Сион. После того как Давид занял город, он окружил его стеной. К горе Сион на восточной стороне присоединилась довольно высокая гора Мория. Она была занята полем местного жителя, иевусея Орны. В поле, на вершине горы, был установлен молотильный пол. Царь Давид купил эту гору у Орны за 50 шекелей серебра (по другим данным, за 600 шекелей золота). Вполне возможно, что гора была куплена по частям: сначала небольшая ее часть за 50 шекелей серебра, а затем другие прилегающие территории - всего 600 шекелей золота.
После того, как Давид получил место, он сразу же освятил его, создав алтарь. Согласно легенде, это было именно то место, где Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака.
Строительный материал для храма, подготовленный царем Давидом, - это золото, серебро (хотя оно не упоминается при украшении храма Соломона), медь, драгоценные камни, железо, кедровые балки, мрамор, камень. Храм Иерусалима был единственным для всего Царства Израиля и поэтому требовал всевозможных великолепий.
Несмотря на то, что Дэвид подготовил много строительных материалов, их не хватило, чтобы начать работать, особенно там было мало камней и дерева. Поэтому царь Соломон, начавший строительство храма, заключил с тирским царем Хирамом соглашение о том, что ему придется снабдить Соломона кедрами и кипарисами, на которых высечены готовые камни из ливанских гор. Вырубка дерева и обработка камней должны быть доступны людям, посланным Соломоном. Однако, чтобы поставить финикийских мастеров над ними, нужно было доставиьт дрова из Ливана морским путем на плотах в Яффо, ближайшую пристань для яхт в Иерусалиме. Со своей стороны, Соломон должен был снабжать Тира пшеницей, вином и маслом. Есть свидетельство того, что царь Соломон имеет аналогичное соглашение с египетским царем.
На стройплощадке храма не было слышно ни топора, ни молотка, ни другого железного орудия: в Ливане выполнялись работы по дереву и камню, а в долине реки Иордан - литейные работы.
Прежде чем продолжить строительство храма, нужно было найти место, соответствующее плану. В своем первоначальном виде гребень горы Мориа был очень крутым, он едва мог вместить тело храма и алтарь. Не было места для внутренних дворов, которые должны были окружать храм со всех сторон.
Кроме того, горный массив находился в своем первоначальном направлении. Он шел по диагонали - не прямо с севера на юг, а с северо-запада на юго-восток. И храм и его внутренние дворы должны были четко (как скиния) выровнены в правильных отношениях с четырьмя основными точками. Поэтому при подготовке к строительству храма было необходимо: а) расширить верхнюю часть горы до размеров, указанных в плане храма, б) изменить или выровнять направление гребня так, чтобы площадь, подготовленная для храма была, возможно, более тесно связана с четырьмя кардинальными точками.
В общем, храм Соломона был построен в соответствии с планами скинии Моисея, только в больших размерах и с удобствами, необходимыми в богатом, неподвижном святилище. Храм был разделен на Святую Святых, святилище и нартекс, но больше и великолепнее скинии. Вокруг внутреннего отделения храма Соломона было расположено большое пространство - отделения для людей (или большой внутренний двор). Второй двор, или двор священников, был в два раза больше скинии. Соответственно, скиния у алтаря храма имела целую систему сосудов омовения: 10 искусно изготовленных сосудов на подставках и большой бассейн с водой, самый большой из которых назывался морем. Нартекс храма представлял собой коридор длиной 20 ярдов (по ширине храма) и глубиной 10 метров. Перед ним стояли две большие медные колонны.
Внутренние размеры храма увеличились вдвое, а количество скинии утроилось.
Святая Святых и святилище были покрыты каменной стеной с дверью из масленого дерева. Стены самого храма были сделаны из массивного ясеня. Двери, потолок и кипарисовый пол храма были покрыты золотом.
На последней из скинии были изображены фигуры тех же ангелов, что и на вышитом покрове. Весь интерьер храма был облицован деревом - стены и потолок были сделаны из кедрового дерева, а пол с кипарисами, так что внутри храма не было видно камня. Стенные панели были украшены резьбой из резных рельефов (и не высовывались вперед).
Деревянные доски, которые покрывали каменные стены (оконные опоры, потолок, пол, ступени к Святая Святых) были покрыты сусальным золотом.
Каждый гвоздь, которым были прибиты золотые листы, был также золотым. На золоте остались еще разноцветные драгоценные камни для украшения. В своих внешних формах храм напоминал корабль, который простирался вверх, или Ноев ковчег. Перекрывающиеся внутренние платформы выходили из нижней основной части стен и имели три выступа. Эти выступы требовали особой поддержки, а именно трех рядов колонн с четвертым рядом кедровых пилястр. Колоннады (или крытые улицы) были сформированы вдоль трех стен храма (север, юг и запад) под широкими навесами, которые выступают в верхних частях стены.
Когда храм был закончен, царь Соломон призвал к рукоположению всех старейшин и многих людей. Со звуком труб и пением духовных песен ковчег был приведен в святилище святых в тени двух ангелов с расправленными крыльями, так что концы внешних крыльев согнулись у стены, а внутренние крылья коснулись ковчега. Слава Господня в форме облака наполнила храм, чтобы священники могли продолжать служить. Затем Соломон поднялся на свое царственное место, опустился на колени и начал молиться Богу, чтобы он получил молитвы не только израильтян, но и язычников в этом месте. В конце этой молитвы огонь сошел с небес и опалил жертвы, приготовленных в храме.
Вавилонский царь Навуходоносор покорил Иерусалим, разграбил его, сжег его и разрушил храм Соломона до его основания. Весь еврейский народ был захвачен в плен (589 г. до н.э.), только самые бедные евреи остались на своей земле, чтобы возделывать виноградники и поля. В разрушенном Иерусалиме остался пророк Иеремия, который плакал над руинами города и продолжал учить богословию оставшихся жителей.
Евреи находились в вавилонском плену 70 лет. Персидский царь Кир разрешил евреям вернуться на родину в первый год его правления над Вавилоном. Такое долгое рабство привело их к осознанию того, что только храм Иеговы может выдержать Иерусалим и все еврейское царство. Эта вера была в них настолько сильна, что они покинули Вавилон только с разрешения царя восстановить храм в Иерусалиме.
42 000 евреев отправились в свою страну. Те, кто остался в Вавилоне, помогли им золотом, серебром и другим имуществом и, более того, внесли богатые пожертвования в храм. Царь дал евреям священные сосуды, которые Навуходоносор взял из храма Соломона.
Когда евреи вернулись в Иерусалим, они сначала восстановили алтарь Господа и заложили первый камень в храм на следующий год. Строительство храма было завершено через девятнадцать лет. Новый храм был не таким богатым и величественным, как храм Соломона, и старейшины вспоминали великолепие предыдущего храма и говорили, что второй храм был беднее и меньше, чем предыдущий.
Но во время правления Ирода (37–4 до н.э.), который очень старался расширять и украшать храм, храм достиг особого расцвета и блеска. Иосиф Флавий оставил следующее описание храма:
«Храм блистал так ярко, отражая солнечные лучи, что никто не мог смотреть на него. А на расстоянии он выглядел, как сверкающая снегами горная вершина. Террасы Храма состояли из огромных гранитных глыб до 20 метров длиной. Эти каменные блоки были тщательно подогнаны друг к другу с тем, чтобы их не сдвинуло даже землетрясение.
Местами они возвышались сплошной стеной до 150 м высоты. Стена заканчивалась двойной колоннадой, которая окружала Храмовый двор для неевреев. От него поднимались лестницы к девяти золотым и серебряным воротам. Они вели во дворы для женщин и мужчин иудеев. Над ними располагался Двор для священников, а еще выше поднимался 50-метровый фасад собственно Храма. Все сооружения были украшены белым мрамором и золотом, и даже шипы на крыше Храма, сделанные специально, чтобы голуби не садились на нее, были золотыми».
Во время Иудейской войны Иерусалимский храм был снова разрушен в 70 г. н.э., а разрушение второго храма произошло в девятом еврейском календаре в день разрушения первого храма спустя более 500 лет.
Сегодня только сохранившаяся часть западной стены, которая окружает Храмовую гору Мориа, на которой стоял Иерусалимский храм, напоминает о величественной структуре, которая была в центре духовной жизни еврейского народа. Эта часть стены из огромных каменных монолитов имеет длину 156 метров.
Она называется «Стена Плача» и является национальным святилищем еврейского народа.