Огюст Роден долго и упорно боролся за признание среди художественной элиты. Его работа, предвещающая модернизм и падение академического определения искусства, была оценена поздно. Когда это наконец произошло, европейская скульптура приняла новое направление.
Художник, которого сегодня считают предшественником модернистской скульптуры, происходил из более бедного слоя парижского среднего класса. Огюст, родившийся в ноябре 1840 года, был сыном полицейского и портнихи. В первые годы своей жизни он учился дома, как десятилетний ребёнок, проявляющий художественный талант.
В 1854 году он был принят в Petite École, где он получил свой первый опыт в области изобразительного искусства . Уже тогда он проводил много времени в музеях, делая зарисовки и восхищаясь работами старых мастеров. Позже, как 17-летний молодой человек, он собирался продолжить художественное образование в Школе изобразительных искусств, но его кандидатура была отклонена в третий раз .
Выпуск в этой школе был необходим, чтобы получить признание в парижском салоне и получить государственные заказы. Учреждение академии установило официальный идеал красоты, применяя строгие критерии как по содержанию, так и по форме.
Роден, ища перспективы для художественного развития, начал работать на Альберта Каррье-Беллёза, значительного и универсального скульптора Второй Республики. Роден работал мастером, создавая архитектурные декорации, декорируя мебель, а затем разрабатывая детали фарфоровой посуды на фабрике в Севре. Тем временем он полировал свою мастерскую, много создавая из глины.
В 1864 году он впервые представил свою скульптуру под названием «Человек со сломанным носом» на парижском салоне. Портрет, по словам автора, был удачен и достоин показа публике, однако не был квалифицирован.
Роден продолжал работать с Каррье-Беллёзом до 1871 года, сначала в Париже, затем в Брюсселе, куда оба скульптора сбежали из франко-прусской войны.
В 1875 году художник отправился в поездку в Италию, где восхищался работами мастеров, прежде всего Микеланджело, выход которого заставил француза по-настоящему восхищаться. Вернувшись домой, он должен был сказать:
«Именно Микеланджело освободил меня от академизма».
Мы видим это вдохновение во всех его более поздних работах, начиная с неконечной техники , заимствуя сложные позы и фрагменты композиций, чтобы упомянуть даже Адама Родена , Уголино с его сыновьями или эпоху прорыва бронзового художника .
Последняя работа была впервые просмотрена брюссельской публикой, а затем в 1877 году экспонировалась на парижском салоне. Для самого скульптора это означало первый шаг к его долгожданной карьере. Роден был замечен критиками, но в дополнение к голосам восхищения были обвинения в подделке.
Реализм скульптуры настолько четко контрастировался с другими работами, что появились подозрения в моделировании со стороны живого человека.
Бронзовый век, однако, был оценен Эдмондом Турке, будущим заместителем государственного секретаря по изобразительным искусствам. Именно благодаря ему 40-летний Роден уже получил свой первый публичный контракт в своей карьере. Турке заказал бронзовую входную дверь в Музей декоративного искусства, который скоро будет открыт. В конечном счете, строительство было заброшено, но художник потратил 37 лет на этот проект, добавив больше персонажей и собрав работу, составляющую срез всей его карьеры.
Такие скульптуры, как "Мыслитель" , "Уголино и его сыновья" , "Три тени" изначально были фрагментами композиции "Врат ада" ; только позже Роден выставил их как отдельные произведения. Окончательный эффект, то есть кастинг ворот, он не видел при жизни. Они не были отлиты из бронзы до 1926 года.
В 1980-х годах, в связи с нагрузкой, скульптор нанял несколько помощников для своей мастерской. Среди них была Камилла Клодель - его более поздняя помощница, муза и любовница.
Затем художник создал несколько скульптур, для которых характерно более тонкое моделирование тела и телесной чувственности. Danaid и Kiss, созданные в то время , сегодня являются одними из самых ценных скульптур художника.
Тем временем его карьера набирала обороты. В 1885 году ему было приказано сделать памятник героическому эпизоду Столетней войны. В 1347 году несколько уважаемых жителей города, осажденных в Кале, покинули городские стены и захватили английского короля в обмен на отказ от разрушительной осады города. Роден создал группу из шести, отчаявшихся и скованных; он положил их на низкую тарелку, на высоте зрения зрителя.
Созданный им проект был принят, но изначально вызывал много сомнений. Они говорили о буквальном «снятии памятника с постамента» и об необычной для общественного порядка эстетике, Городской совет ожидал аллегорический памятник, празднующий храбрость и смелость. Однако, по мнению Родена, преобладал эмоциональный элемент - террор и смирение перед лицом рабства и смерти от рук врага.
Из-за его двух последующих работ художник снова услышал резкую критику. Статуя Виктора Гюго, предназначенная для французского Пантеона, вызвала шок из-за наготы героя. Художник сосредоточился больше на представлении силы гениальности писателя, чем на физическом сходстве. Возможно, именно поэтому клиент счел работу «художественно недостаточной». В результате этих неудач критически чувствительный Роден ухудшился и впал в депрессию в течение следующих нескольких лет.
Он вернулся в художественные кружки только в 1900 году с Парижской универсальной выставкой. Здесь было 150 его скульптур и многочисленные рисунки. Он привлек внимание зарубежных любителей искусства. Было много новых заказов. Роден часто использовал мрамор в этой зрелой фазе своей карьеры. До сих пор нехватка финансовых средств не позволяла ему, но в начале 20-го века из его мастерской выходили такие замечательные произведения, как Собор или Рука Божья . В этот период он также создает множество мраморных бюстов на заказ.
Художник умер в ноябре 1917 года. Последние годы его жизни были отмечены международной известностью. Он творил до конца своих дней, и передал свои художественные достижения французскому правительству по своей воле.
В 1919 году в Париже был создан Музей Родена. Работы, которые в первые годы его творчества не завоевали признания присяжных и руководителей, после смерти художника были отлиты из бронзы и выставлены в музеях. Сегодня Роден считается самым влиятельным скульптором своего времени.
Во всех революционных скульптурах Августа Родена несколько удивительно, что этот художник на протяжении всей своей жизни хотел быть частью художественной элиты и принимать участие в конкурсах на государственные закупки. В его понимании, они должны были охватить широкую аудиторию и показать массам новый взгляд на скульптуру.
По словам художника, искусство отошло слишком далеко от реальной жизни и от потребностей новой эпохи. Поэтому Роден всегда был предметом интереса человека и его эмоциональных состояний, которые он пытался закрепить в своих работах. Они характеризуются чувственностью и эмоциональностью, преуменьшением и символизмом - чертами, которые хорошо выражают настроение конца эпохи. В этих скульптурах вы можете увидеть как свежесть, так и значительную смелость, чтобы оставить следы инструментов, дефектов и шероховатых поверхностей из грубого камня, контрастирующих с мягкими, сглаженными формами, в сочетании создают пластиковый chiaroscuro и специфическую красоту каменного блока. Таким образом, в мастерской Родена были созданы новаторские произведения искусства.