Найти в Дзене
Киноакула

Когда русский «Чужой» не получился, зато получилась странная история советского космонавта. «Спутник»

Оглавление

К фильму «Спутник» неудачно прилипла фраза «советский чужой». Это ломает ожидания зрителей, — фильм не имеет никакого отношения к работам Ридли Скотта. Сценаристы дали монстру в «Спутнике» мало экранного времени, — большую часть фильма занимают люди и их отношения.

Сюжет

1983 год, два космонавта возвращаются домой. Незадолго до приземления происходит катастрофа: один космонавт погибает, а во второго забирается космический паразит.

Константина Вишнякова, так зовут выжившего, доставляют в секретный центр, где полковник Семирадов пытается разобраться, что делать дальше.

Местный учёный Ригель не справляется, поэтому Семирадов летит в Москву и привозит Татьяну Климову — специалиста по нейрофизиологии. Татьяна не понимает, что от неё хотят, пока не знакомится с пришельцем.

Космонавт Вишняков
Космонавт Вишняков

Сценарий разворачивается на закрытой территории: пустые коридоры и группа военных. Можно подумать, что паразит вот-вот вырвется на свободу и начнёт поджирать людей в духе «Чужого». Но нет. С этим паразитом, вообще, всё очень странно. А ещё страннее то, как ведёт себя сам космонавт.

Что получилось

В отличие от масштабной фантастики вроде «Притяжения», декорации этого фильма ограничены исследовательским центром и четырьмя людьми. В какой-то момент мне даже показалось, что я смотрю детектив. Уж сильно Оксана Акиньшина, исполнительница роли Татьяны Климовой, напоминает следователя.

Татьяна
Татьяна

Фильм хорош тем, что постоянно открывает всё новые и новые слои сюжета. Сценаристы стараются удивить и удержать зрителя. При этом паразит не напугает, — несколько жестоких сцен, вообще, показаны условно.

До просмотра фильма я опасался, что в «Спутнике» будет излишний акцент на советских декорациях. Я не люблю, когда современные режиссёры спекулируют на ностальгии и помещают своих героев в эпоху СССР, чтобы выбить себе лишние баллы.

К счастью, в «Спутнике» я спекуляции не увидел. В современном мире было бы сложно развернуть такой сюжет. Попробуйте спрятать космонавтов на месяц в секретном центре и не привлечь внимание журналистов.

Актёры и вопросы

Все роли мне понравились. Петра Фёдорова я помню по фильму «Дуэлянт», здесь у него получился уставший и запутавшийся космонавт. Оксана Акиньшина, учёный из Москвы, держит на себе всё внимание зрителей, наблюдать за её провокациями интересно. Фёдор Бондарчук, глава центра, кажется слишком мягким для военного, но это у него просто стиль управления такой.

Военный Семирадов
Военный Семирадов

Я понимаю, когда в сюжете остаются дыры — трудно сделать цельный фильм. Но мне не нравится, когда сценаристы лепят дыры там, где их можно было избежать. В «Спутнике» такого почти нет, но несколько вопросов у меня осталось.

Когда Татьяна знакомится с паразитом, он прихватывает её за ногу, видны следы крови. Проходит несколько минут и Климова продолжает бегать по тёмным коридорам. Я ждал, что ранение будет как-то отыграно. Можно было похромать.

Не раскрыта линия второго космонавта. Сюжет закручивался так, что у меня создалось впечатление, что этот космонавт, как чеховское ружьё должен пальнуть ближе к концу. Тем более, в начале показывают странные следы ранений. Но нет, он просто погиб.

Обложка у фильма тоже неудачная. Татьяна держит в руках окровавленный шлем с надписью СССР. Идея с силуэтом мальчика в осколках не читается. Я, вообще, заметил это случайно. Да и сама картинка настраивает зрителя на хоррор, которого он не увидит.

Кино мне понравилось. Все два часа мне было любопытно, чем закончится эта история. Знаю, что многих зрителей разочаровала концовка, но меня устроила. Тем более что сценаристы, по дороге к финалу, прокатили зрителей по извилистому сюжету.

Обязательно почитайте, где снимали «Спортлото 82» и как Леонид Гайдай придумал несуществующий город.

А ещё, я выложил информацию о местах съёмки фильма «Любовь и голуби» и фотографии из Карелии.