Найти в Дзене
Кино и образ

Одри Хепбёрн, принцесса Маргарет и фильм "Римские каникулы"

Автор: Ирина Жигмунд

В фильмографии художника по костюмам Эдит Хэд 435 фильмов! Среди них есть такие популярные фильмы, как:

1954 «Римские каникулы»
1954 «Окно во двор» Хичкока
1955 «Сабрина»
1956 «Поймать вора»
1958 «Забавная мордашка»
1958 «Головокружение» Хичкока
et cetera.

Эдит Хэд и ее эскизы
Эдит Хэд и ее эскизы


Эдит любила принимать актрис и актеров в своем кабинете, где на самом видном месте стоял частокол из 8 (!) статуэток Оскара за лучший дизайн костюмов.

Эдит Хэд и ее Оскары (пока еще не все)
Эдит Хэд и ее Оскары (пока еще не все)


Сегодня мы поговорим о костюмах к легендарному фильму «Римские каникулы».

К моменту запуска фильма у Хэд было «всего» 4 Оскара, и репутация одного из самых лучших художников по костюмам в Голливуде. Поэтому юной, мало кому известной актрисе Одри Хепбёрн очень польстило, что дизайнер сама приехала к ней в Нью-Йорк. А огорчило то, что, как ей показалось, не видя еще актрисы в глаза, художница уже сделала эскизы костюмов к фильму.

эскизы к фильму "Римские каникулы"
эскизы к фильму "Римские каникулы"

кадр из фильма "Римские каникулы"
кадр из фильма "Римские каникулы"


На самом деле, Эдит внимательно просмотрела кинопробы, прежде, чем приступить к работе. Нашелся уникальный материал с пробами О. Хепбёрн к этому фильму и рассказ художника по костюмам.

Женским эталоном красоты в Голливуде тех лет была пышногрудая красотка с узкой талией, типа Элизабет Тейлор, которой, к слову, первой предложили сниматься в этом фильме. В своих эскизах Хэд учла все "недостатки" фигуры Хёпберн: тонкую, длинную шею, худые руки, маленькую грудь, и приложила максимум усилий, чтобы подчеркнуть достоинства.
Так, на шее героини Одри Хепбёрн появился кокетливый шейный платочек, руки скрыли широкие и длинные рукава, а узкую талию подчеркнула длинная расклешенная юбка.

Мне костюм в этом фильме очень интересен с точки зрения трансформации.
Сначала мы видим принцессу Анну в роскошных, гламурных одеяниях, достойных ее статуса.

На минутку я отвлеку вас от костюмов.
Пикантность всей этой кинематографической истории в 50-е годы добавляло сходство с реальной лав-стори, в которой фигурировали британская принцесса Маргарет и ее возлюбленный капитан Питер Таунсенд.

принцесса Маргарет
принцесса Маргарет


В 1953 году младшая сестра королевы Елизаветы II чуть было не вышла замуж за капитана Таунсенда, старше ее на 16 лет, отца двоих детей, к тому же, разведенного.

принцесса Маргарет
принцесса Маргарет


Принцесса познакомилась с ним еще подростком и все эти годы отношения влюбленных держались в строжайшей тайне. Гром грянул после коронации Елизаветы 2 июня 1953 года, на которой Маргарет смахнула крошечный след от сигаретного пепла на мундире своего возлюбленного на глазах у всех.

принцесса Маргарет и капитан Питер Таунсенд
принцесса Маргарет и капитан Питер Таунсенд


 Жест был тут же замечен, его расценили интимным и неприличным. Конечно же, сестра-королева и  архиепископ Кентерберийский сделали все, чтобы брак Маргарет с офицером Таунсендом не состоялся, они посчитали это чудовищным мезальянсом и нарушением приличий, ведь капитан был в разводе. История эта тянулась до 1955 года, когда Би-би-си прервала свои передачи для трансляции заявления Маргарет о прекращении двенадцатилетних отношений с капитаном... Фильм вышел в 1954 году, т. е в разгар будоражившей всех истории.

Королева, принцесса Маргарет и капитан Питер Таунсенд
Королева, принцесса Маргарет и капитан Питер Таунсенд


Возвращаемся к костюмам.

Итак, принцесса Анна, словно птичка, выпорхнула на волю из своей золотой клетки и отправилась в шумный, полный искренних чувств и эмоций ночной Рим. При этом, одежда героини скромна и очень закрыта, девушка в ней, словно в латах, которые отделяют ее от всего остального мира: блузка с длинным рукавом застегнута под самое горло, поверх которого еще завязан платок, на руках — перчатки, на ногах — закрытые туфли — лодочки на каблучке.

По мере того, как принцесса начинает входить во вкус свободной жизни, меняется и ее одежда.
Началось все с удобной пижамы, пришедшей на смену чопорной ночной сорочке. А закончилось преобразованием основного костюма.

Исчезают перчатки, высоко закатываются рукава блузки, расстегивается ворот, а шейный платочек то кокетливо завязывается на шее, то и вовсе перемещается в карман.

Туфли меняются на легкие, открытые «римлянки» на низком, удобном каблучке.

"Для создания контраста, я обула Одри в смешную плоскую обувь, надела хлопковую юбку и простую блузку с закатанными рукавами, - рассказывала Эдит Хэд в своей книге, -  Она даже идет к парикмахеру, и отрезает свои длинные волосы.  И вдруг становится одной из тех девушек, на которую вы не глянули бы второй раз.  Это звучит просто, но сделать это  было сложно.  Попытка сделать из Одри, которая очень высокомерна, и не желает видеть ничего, кроме шикарного, очень сложно.  Я должна была расчитать длину юбки, например, сделать ее слишком длинной, чтобы героиня выглядела несколько неряшливой.  Я использовала ткань, которая смотрелась мятой, чтобы создать впечатление, что Анну просто не волнует то, что она носит.  Костюмы были очень важны в этом фильме, они помогли рассказать историю".

Никакого пафоса и дресс-кода, Анна — просто одна из множества молодых, современных девушек и одежда ее нисколько не ограничивает в движениях.
«Но вот, часы пробили 12, и карета превратилась в тыкву, а принцесса в …» В «Римских каникулах» все наоборот, простая девушка Анна снова стала принцессой. Вернулись роскошные наряды и модные шляпки, сдержанная улыбка и гордая осанка. Только в глазах осталась искорка воспоминания о вольной жизни и искреннем чувстве...

Тут киноистория предсказывает и конец лав-стори принцессы Маргарет.

Кстати, никто на Paramount не думал, что их новая звезда станет иконой стиля и положит начало новому стандарту красоты. "Нью-Йорк Таймс" писал: "Благодаря новому стилю Одри Хепбёрн в "Римских каникулах", половина поколения молодых женщин перестала носить увеличивающие грудь лифчики и балансировать на шпильках".

Фильм получил несколько Оскаров: Одри Хепбёрн в номинации «лучшая актриса», Эдит Хэд - «лучший дизайн костюмов к черно-белому фильму» и приз за лучший сценарий.

Любопытно то, что Одри пришла на церемонию в платье, перешитом из ее финального кинонаряда.

Одри называла платье 'Lucky Dress'. Недавно оно было продано на аукционе Kerry Taylor Auctions
Одри называла платье 'Lucky Dress'. Недавно оно было продано на аукционе Kerry Taylor Auctions

Собственно, студия подарила актрисе все туалеты и украшения из фильма в качестве подарка на ее свадьбу с Джеймсом Хансоном, которая, к сожалению (или к счастью?), так и не случилась.

Mel Ferrer and Audrey Hepburn join costume designer Edith Head´s birthday party
Mel Ferrer and Audrey Hepburn join costume designer Edith Head´s birthday party


Хепбёрн и Хэд еще не раз работали вместе, но за это время, Одри, всегда стремившаяся к индивидуальности, уже познакомилась с Живанши, который стал шить для ее фильмов роскошные наряды, а Хэд достались лишь простенькие костюмчики, которые  французскому кутюрье были неинтересны. Если у меня будет желание, то я расскажу вам об этом как-нибудь в другой раз