(Статья является продолжением темы о формировании личного авторитета)
Устойчивость психики зависит лабильности центральной нервной системы. Она заключается в умении удерживать эмоциональное и психическое состояние в покое, не смотря на воздействия извне. Это как умение сохранять расслабление при угрозе болевого воздействия на тело, избегая тем самым боли и травм.
Дело в том, что естественная реакция на боль – сокращение мышц. Они напрягаются, но напрягаясь, они теряют эластичность и вероятность боли и травм усиливается.
Кроме того сокращаясь мышцы получает некое направленное усилие, которое лишает возможности двигаться в каком-либо направлении, кроме того которое было получено изначально.
Состояние покоя психики – это аналог мышечного расслабления…
Дело в том, что мышечная система, эмоционально-волевая и сознательная сферы тесно взаимосвязаны. Так мышечное напряжение вызванное реакцией на боль, формирует эмоциональное состояние, которое влияет на течение мыслей. Эмоциональная реакция напряжения проявляется в виде мышечного напряжения, формируя скованность и застой, сознательные страдания вызывают вновь эмоции и также создают мышечные блоки.Всё что происходит при реакции на боль (мышечной, душевной или сознательной), можно охарактеризовать как напряжение. Напряжение психики происходит со смещением в сторону той или иной эмоции.
Любой вид напряжения отражается сразу во всех сферах и вызывает скованность движений, скованность психики и скованность мышления. При этом формируется направляющая сила, не дающая право выбора. И человек становится ведомым, управляемым. Но он уже этого не осознаёт.
Основная задача, позволяющая избежать подобных реакций,заключается в умении расслаблять тело, психику и сознание. Мы предложим метод занятий, позволяющий достаточно быстро сформировать навык контроля над устойчивостью психической активности в любых ситуациях.
Итак, начнём. Нам нужен контроль над устойчивостью психики, позволяющий избегать чрезмерных напряжений и потери объективности мышления. Для этого необходимо сформировать точку контроля психической активности.
Точка контроля психической активности (ТКПА) – это некое нейтральное состояние восприятия обстоятельств. Когда разум, психика и тело в случае любого изменения эмоционального состояния или болевых ощущений возвращается к этому состоянию, для подержания контроля адекватности мышления.
Выглядит ТКПА как некое состояние готовности к действию, но без самого действия. В этом состоянии человек находится в готовности, но на стадии выбора к разным действиям. То есть состояние готовности с осознанием вариантов выбора.
В этом состоянии человек, прежде чем совершить поступок, должен сначала осознать варианты действий и совершить выбор.Попробуйте сейчас остановить ход мыслей и осознать себя в настоящем моменте, затем осознать варианты того что вы можете сделать сейчас - продолжить чтение, прекратить чтение и заняться делами, лечь поспать и т.д. После чего сделать выбор и выполнить его. То же самое можно и нужно уметь делать в разных ситуациях, в том числе в экстремальных. По мере практики скорость выбора и принятия решения будет возрастать при сохранении точки контроля психической активности.
Таким образом, нужно практиковаться, регулярно, пробуя понимать ТКПА в разных жизненных ситуациях, сначала относительно нейтральных и в случае несильных эмоциональных реакций на бытовые раздражители. Затем стоит включить воспоминания и воссоздать в памяти события с сильными эмоциональными переживаниями. Проследить ход событий как они были и повторить их мысленно, исправляя ситуацию, на то, как бы вы поступили,входя в состояние контроля психической активности. Реагировать на события исходя из состояния готовности и выбора вариантов реагирования.
Из точки контроля любая реакция в ответ на раздражение должна проходить через осознанный выбор поведения и всегда в состоянии уравновешенности объективного мышления. Это состояние также можно выразить такой историей:
Однажды по берегу большого озера шли учитель и ученик, у них шли беседы о мудрости, медитации и воинских искусствах. Вдруг в небе они увидели летящих лебедей. Ученик восхитился зрелищем летящих птиц и воскликнул:
- Учитель, смотрите, лебеди летят!!!
На что в ответ получил увесистый удар палкой и услышал в ответ.
- Не (восторженно) лебеди летят!!! А (нейтрально) лебеди летят!
Итак, ещё раз подведём итог. Первый шаг к формированию личного авторитета, является формирование точки контроля психической активности. Вряд ли будет положительным и качественным авторитет у несдержанного, агрессивного, истеричного или трусливого человека. Все эти проявления делают человека управляемым, а человек, которым можно управлять или человек который вызывает негативные эмоции, не способен поддерживать сколько-нибудь высокий авторитет в обществе.
Получить бесплатно книгу - "Искусство расслабления"