Найти тему

Пандемия не нанесла никого ущерба отрасли ритейла и девелопмента, несмотря на их заявления

Несмотря на видимый шторм в розничной торговле и в бизнесе, связанном с торговой недвижимостью, можно сделать вывод, что пандемия только обострила и без того печальное состояние этих отраслей, в котором они пребывают последние 5-7 лет. Рано или поздно эта «пандемия» прокатилась бы по всем этим отраслям, но может быть не в таком явном виде как это случилось сейчас. Накопившиеся проблемы в этих отраслях и без пандемии не дали бы возможности развития.

В девелопменте (владельцы торговых комплексов) количество людей, которые посещают торговые комплексы падает уже пять лет подряд и не было сделано ни одного шага, который бы сменил этот тренд. Ритейл тоже теряет доходность, «погряз» в скидках, чтобы хоть как-то нарастить обороты, чтобы компенсировать свою неэффективность.

Ритейл отрасль, торговые комплексы меняют, к сожалению, в 90%: случаев не сами игроки отрасли, а пришедшие со стороны компании: технологические компании, банки.

В такой ситуации можно сказать, что пандемия дала просто всем и сразу возможность переосмыслить все взаимоотношения на рынке, посмотреть в глубь процессов.

Источником всех проблем является смена технологического уклада, который проходит в истории человечества невероятно быстрыми темпами, и многие игроки рынка даже не хотели его осознавать в этом-то и крылась основная проблема. Мы уже давно вступили в цифровую эпоху, и пандемия показала всё, что основано на «цифре» продолжает функционировать: интернет-магазины, логистика, банки, общение и т.п.

Кадр из фильма "теория большого взрыва", такие магазины уходят в прошлое.
Кадр из фильма "теория большого взрыва", такие магазины уходят в прошлое.

Всё что было связано с «аналоговым» миром умерло в один момент после объявления карантина в ожидании новой жизни. «Аналоговый» мир уже подошёл к пределу своего совершенства и модификации его не приносят ни одному игроку существенных дивидендов, у цифрового мира это предела не видно даже на ближайшие 20 лет.

Технологии цифрового мира уже меняют потребителя, а он в ответ ждёт изменений от ритейла и девелопмента, но, к сожалению, этого не происходит. Потребитель всё дальше уходит от традиционного ритейла, традиционного понимания торговых центров.

Постпандемический мир нам подарит ускоренное изменение ритейла и торговых комплексов и мы увидим, как быстро появятся «Магазины 4.0», «Торговые комплексы 4.0», которые станут более компактными, существенно с более быстрой доставкой, цифровыми не только в онлайн, но офлайн, мощной экосистемой, а также с принципиально иными отношениями с производителями, которые будут играть существенно более значимую роль в цепочке производитель-потребитель-ритейлер -торговый комплекс.

Изменение веса роли каждого участника в этой цепочке и сыграет решающую роль в формировании нового облика каждого участника. Нас ждут очень интересные времена, когда ритейл может переместиться в домохозяйства, торговые комплексы станут базой для воспроизводства цифровых услуг для всей цепочки, а производитель сможет выстроить свои каналы продаж минуя традиционных игроков.

Агатов Борис - независимый эксперт по инновациям в ритейле, футуролог
Агатов Борис - независимый эксперт по инновациям в ритейле, футуролог

По многим оценкам мы перескочили на пять лет вперёд из 2020 сразу в 2025 год минуя пять лет раскачки на изменения, поэтому и все действия должны быть у нас по факту соответствовать уровню 2025 года, а это пожалуй самая сложная задача и она посложнее, чем ликвидация проблем после пандемии, т.к. для решения этой задачи потребуется изменить себя полностью и свою организацию.

Так что работы будет после пандемии больше, но пандемия расчистила путь для быстрых изменений и это хорошая новость для всех.

24 апреля в 13 часов 2020 года на вебинаре " «Стратегия развития ритейла на 3-5 лет. Взгляд стратегов» я совместно с двумя стратегами Даргорадом Кнези и Олег Бландиным дадим прогноз:

· по текущим форматам торговли, сколь долго они будут существовать: магазины у дома, гипермаркеты, сетевая розница, сверхбыстрая доставка, собственные интернет-магазины, маркетплейсы, экосистемы, малый бизнес.

· Прогноз по новым форматам торговли, что привнесут новые форматы торговли. К чему нужно уже сейчас готовиться?

Регистрируйтесь здесь

Разбирался с последствиями и причинами проблем в торговых комплексах и розничной торговле Агатов Борис - независимый эксперт по инновациям в ритейле.

Больше обо мне можно узнать здесь

Ритейл
0