Найти тему
🔹О ГЛАВНОМ 🔹

Ребёнок всё понимает, но не говорит в 3-5 лет — норма ли это?

Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически.
В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить.
Что нас должно беспокоить в 4-5 лет:
— Несогласованные части предложения в речи.
— Много ошибок лексико-грамматического и фонетического характера.
— Ребенок понимает всё, что ему говорят, может выполнить задание, но не может объяснить.
— У ребенка полностью отсутствует связная речь. К возрасту 4-5 лет ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов.
— Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова могут быть заменены одним или двумя слогами.
Простой способ проверить, все ли у ребенка в порядке — понимание его высказываний посторонним человеком. Бывает, что только мама понимает, что говорит ребенок.
Среди других причин, задерживающих развитие речи можно выделить следующие:
1. Индивидуальный темп
У каждого свой темп. Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети.
Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны!
2. Отсутствие необходимости
Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие.
3. Педагогическая запущенность
Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить.
4. Двуязычная семья
Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык.
Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз.
6. Негативизм у ребенка
Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки. Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться.
7. Генетическая предрасположенность
Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя. Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития.
Отсутствие речи может свидетельствовать о более серьёзных причинах
Неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. В этом случае необходимо обратиться к помощи квалифицированных специалистов.
Причины задержки речи могут быть как физиологические, так и психические:
— Неблагоприятная психологическая атмосфера в доме.
— Проблемы интеллектуального развития. Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи.
— Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности, внутриутробной гипоксии или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Всё это может помешать правильному формированию нервной системы ребенка. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи. Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).
— Алалия. Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Справиться с алалией самостоятельно не получится, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Проверьте также, нет ли у ребёнка эхолалии (автоматическое повторение слов и фраз другого человека).
— Нарушения слуха. Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного её отсутствия до проблем с произношением и построением фраз. Проверить слух ребенка можно у отоларинголога.

— Несовершенство артикуляционной системы. Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией. Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот.
— Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист.

— Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формальный уход за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии.
Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют на высшие психические функции (память, мышление, внимание и пр.). Следовательно, длительное молчание приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции. Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно.
Что нам делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет?
Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов:
невролога;
логопеда-дефектолога;
отоларинголога;
психолога.
Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Также, можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Первичная консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план её решения.
Источники: karkusha.su, zen.yandex.ru, childpsy.
Без общения ребенок не может правильно развиваться ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном плане. Именно общаясь с окружающими, ребенок развивается интеллектуально и психически. В возрасте до 3 лет речь у детей еще находится в процессе формирования, а значит, нагонять надо не так уж и много. Главное, вовремя найти причину и постараться ее устранить. Что нас должно беспокоить в 4-5 лет: — Несогласованные части предложения в речи. — Много ошибок лексико-грамматического и фонетического характера. — Ребенок понимает всё, что ему говорят, может выполнить задание, но не может объяснить. — У ребенка полностью отсутствует связная речь. К возрасту 4-5 лет ребенок уже должен полностью «перерасти» младенческий лепет и слоги вместо слов. — Ребенок говорит, но словарный запас очень беден. Некоторые слова могут быть заменены одним или двумя слогами. Простой способ проверить, все ли у ребенка в порядке — понимание его высказываний посторонним человеком. Бывает, что только мама понимает, что говорит ребенок. Среди других причин, задерживающих развитие речи можно выделить следующие: 1. Индивидуальный темп У каждого свой темп. Такая задержка развития речи так и называется — темповая. С небольшим опозданием все войдет в свое русло и ребенок будет формировать свое умение говорить так же, как и все дети. Обратите только свое внимание, что специалисты «разрешают» списать на индивидуальность лишь небольшое отставание от нормы. Будьте внимательны! 2. Отсутствие необходимости Как ни странно, анекдот про английского мальчика, который молчал много лет и заговорил лишь, когда ему подали неправильно приготовленную кашу, не так уж далек от реальности. Дети, которых чрезмерно опекают родители, действительно не нуждаются в том, чтобы научиться словесно выражать свои желания. Отсутствие мотивации оказывает большое влияние на развитие. 3. Педагогическая запущенность Такой вот неприятный термин означает вовсе не необходимость заниматься с новорожденным ребенком специальными упражнениями. Малыш с рождения должен быть окружен речью. Если с ним не разговаривают, лишь выполняя необходимый уход и кормление, не общаются постоянно, формирование речи невозможно. Не слыша обращенной к нему речи, ребенок не в состоянии расширять пассивный словарный запас, не начнет и хорошо говорить. 4. Двуязычная семья Дети-билингвы «имеют право» начать говорить с некоторым отставанием от нормы. Слыша вокруг себя речь на разных языках, они оказываются в более сложной ситуации, чем их ровесники, которым нужно освоить лишь один язык. Для того, чтобы правильно построить речь, ребенку надо отделить один язык от другого. Для этого требуется определенное время. Так что вполне допустимо и задержка начала формирования речи, и отсутствие распространенных предложений, и ошибки в грамматическом построении фраз. 6. Негативизм у ребенка Иногда родители бывают так настойчивы в своем стремлении «разговорить» ребенка, что могут вызывать у своего чада отрицание. Особенно если малыш с рождения отличается упрямством и не склонен идти на уступки. Постоянные просьбы семейства сказать какое-то слово приводят к обратному результату — малыш может замкнуться в себе и вообще отказаться общаться. 7. Генетическая предрасположенность Если ребенок не спешит начать разговаривать, стоит поинтересоваться, когда его мама и папа сказали свое первое слово. Наследственность — великая вещь. Возможно, малыш просто получил гены не очень торопливого родителя. Однако будьте внимательны. Слишком большое отставание в формировании речи может привести к другим сложностям. Например, задержке психического развития. Отсутствие речи может свидетельствовать о более серьёзных причинах Неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. В этом случае необходимо обратиться к помощи квалифицированных специалистов. Причины задержки речи могут быть как физиологические, так и психические: — Неблагоприятная психологическая атмосфера в доме. — Проблемы интеллектуального развития. Формирование речи напрямую связано с умственным и психическим развитием ребенка. Различные генетические заболевания, аутизм, синдром Дауна, умственная отсталость, несомненно, повлияют и на речь. Работа с профильными специалистами поможет наладить коммуникации и скорректировать становление речи. — Отдельным важным пунктом следует выделить неврологические причины как результат тяжелой беременности, внутриутробной гипоксии или сложных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. Всё это может помешать правильному формированию нервной системы ребенка. Как правило, сложности выявляются при обследовании у невропатолога в более раннем возрасте, но могут стать заметны и в период активного развития речи. Для коррекции необходимо тщательное выполнение всех рекомендаций специалистов — от невролога до дефектолога. Специалисты на основе наблюдений пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции). — Алалия. Этот термин означает первичное недоразвитие речевых центров. Возникает в результате повреждений коры головного мозга в период раннего младенчества или внутриутробного развития. Справиться с алалией самостоятельно не получится, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Проверьте также, нет ли у ребёнка эхолалии (автоматическое повторение слов и фраз другого человека). — Нарушения слуха. Для формирования активного словаря необходимо, чтобы ребенок в первую очередь воспринимал речь вокруг себя. Если он не слышит вообще или слышит плохо, у него обязательно проявятся те или иные сложности с формированием речи — от полного её отсутствия до проблем с произношением и построением фраз. Проверить слух ребенка можно у отоларинголога. — Несовершенство артикуляционной системы. Звук формируется при работе речевого аппарата. Если здесь имеются проблемы, это обязательно отразится и на речевом развитии ребенка. Сниженный тонус мышц, недостаточно длинная уздечка языка и другие нарушения вызывают сложности с артикуляцией. Стоит обратить внимание, если ребенок не может прожевать твердую еду, у него частое слюнотечение, постоянно приоткрыт рот. — Стресс. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Разговорить его сможет только специалист. — Отдельно стоит выделить также проблему «госпитализма» у детишек. Синдром отсутствия речи, вызванный отлучением от семьи у детей, помещенных в лечебные учреждения, связан как с психологическим стрессом, так и с недостаточностью общения. К сожалению, вероятны случаи возникновения этого синдрома и у домашних детей. Формальный уход за ребенком без налаженной коммуникации, любви и внимания со стороны близких провоцирует отставание в развитии. Проблемы со звукопроизношением, четкостью и связностью речи напрямую влияют на высшие психические функции (память, мышление, внимание и пр.). Следовательно, длительное молчание приводит к более глубоким нарушениям. В 4-5 лет неговорящему ребенку ставят диагноз ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4 уровней, однако любая из них является поводом для коррекции. Учитывая возраст детей, к этому времени отставание от сверстников уже довольно значительное, так что заниматься придется много и упорно. Что нам делать, если ребенок не говорит в 4-5 лет? Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов: Для того чтобы правильно установить причину задержки речи, потребуется обследование нескольких специалистов: невролога; логопеда-дефектолога; отоларинголога; психолога. Направить к этим специалистам вас может участковый педиатр. Также, можно обратиться в специализированный центр, занимающийся проблемами развития речи. Для того чтобы помочь ребенку научиться говорить, важно знать, почему возникла задержка. Не стоит ждать, пока молчащее чадо заговорит сразу распространенными предложениями. Первичная консультация логопеда-дефектолога поможет обнаружить причину проблемы и выстроить план её решения. Источники: karkusha.su, zen.yandex.ru, childpsy.

Причины неговорения ребёнка могут быть различны, но есть некоторые #факты, которые не так часто освещают. Итак,

1) Если ребёнок не говорит в 4-5 лет, нужно проверить 2-й блок мозга (МРТ).

2) Нужно развивать мелкую моторику, пальчиковые игры, массаж внутренней стороны ладошек.

3) И ещё одна причина малословности ребёнка — недостаточность разнообразия слуховых восприятий, особенно до года (шум ветра, шелест листвы и т.д.)