Давно хотел написать об этом необычном музее. Собственно, это и не музей даже, а масштабный мемориал Катастрофы и Героев. Катастрофой с большой буквы в иврите называют Холокост. Таким образом мемориал посвящен как жертвам Второй мировой, так и бойцам, погибшим на фронтах и в тылу врага.
Название, как это часто бывает с ивритскими словосочетаниями, нужно объяснить особо. Потому что, если перевести Яд ва-Шем буквально, то это просто "рука и имя", что, собственно, совершенно непонятно. Более того, это словосочетание из "библейского иврита", то есть из древнего языка, на котором написаны священные иудейские тексты, со временем сформировавшие библейский Ветхий завет. Так вот в старинном варианте иврита Яд ва-Шем переводится как "память и имя", а это прямая цитата из пророка Исайи об особой Памяти и особом Имени, которые важнее даже, чем те, что дают сыновьям и дочерям. Это как раз перекликается с идеей мемориала, который провозглашает, что имя каждого человека бесценно и поэтому не должно быть забыто. Помимо прочего (о чем поговорим чуть ниже), в Яд ва-Шем есть своеобразный банк данных обо всех евреях, так или иначе погибших во Второй мировой, о ком удалось собрать сведения. Эти данные постоянно пополняются, поскольку Яд ва-Шем постоянно призывает евреев по всему миру присылать документы о своих родственниках, которые воевали или стали жертвами Холокоста, чтобы каждое имя было вписано в историю. Есть у этого банка данных и обратная функция. Вы можете послать туда запрос о ком-то из своих предков, чья судьба вам не известна и попросить проверить, нет ли данных о том, что с ним случилось. Но даже без практической пользы, сама по себе идея помнить всех поименно кажется мне очень правильной.
Мемориал, как я уже говорил, большой, занимает он порядка 18-и гектаров. Тут есть свои памятники, площади, своя синагога, образовательный центр, галереи, институт исследования Холокоста. Но большинство посетителей, конечно, в первую очередь запоминает музей. И это совсем неудивительно. Музей производит сильнейшее впечатление. И отнюдь не только представленными в нем экспонатами. Честно говоря, люди постарше, заставшие те времена, когда о Второй мировой говорилось не только в американском кино, видели массу кинохроники, в которой было показано многое из того, что сегодня представлено в залах музея в Яд ва-Шем. Хроника и фотографии поистине жуткие, тут спору нет, но когда видишь все это не впервые, ты все равно уже немного подготовлен. Но то, к чему ты точно не готов, это само здание музея, продуманное в деталях таким образом, чтобы производить на посетителей совершенно конкретное впечатление.
Основой служит 200-метровый коридор, бетонные стены которого сходятся у потолка, как бы наваливаясь на вас с двух сторон. По обе стороны от коридора расположены залы, которые рассказывают историю Холокоста в хронологическом порядке.
Ваш путь по музею заранее предопределен таким образом, чтобы вы следовали за судьбой людей, о которых рассказывают экспонаты. И я обратил внимание, что постепенно, по мере того, как участь евреев оказывается все более трагичной, залы становятся теснее, темнее, а под конец даже ощутимо более душными. И это не проблемы с вентиляцией, это намеренное решение. Вы просто физически ощущаете ужас того, о чем рассказывают экспонаты, вам становится труднее дышать. Но стоит перейти в последний зал, где речь идет о победе в войне и освобождении узников лагерей, как вы ощущаете приток свежего воздуха, что, конечно, тоже сделано специально. Кроме того, тут явно светлее и просторнее. Просто невозможно не почувствовать облегчение, дойдя до этой точки. А в конце коридора есть выход на террасу, расположенную на склоне горы, с которой открывается захватывающе-прекрасный вид.
Вам даже не нужны подсказки. Стоя тут, вы безошибочно ощущаете торжество жизни. Сам по себе проход от начала до конца экспозиции становится вашим глубоко личным переживанием. Вы как будто прошли экскурсией через ад и вышли обратно на свет. Люди, которые создавали этот музей, которые так детально продумали все мелочи, по-моему, настоящие гении. Потому что даже понимая все эти приемы, ты все равно не можешь противостоять эмоциям, которые у тебя возникают. Это удивительный опыт.
Сразу оговорюсь, что место это отнюдь не развлекательное. Вряд ли можно надеяться пройти через такое равнодушно. Я там был с группой из нашего ульпана, и на выходе многие признавались, что вышли с головной болью. Кто-то просто подавленно молчал. Это непросто переварить. Ощущение, которое вы выносите, еще долго не оставляет. И, конечно, посещение Яд ва-Шем невозможно забыть.