Найти тему
Журнал не о платьях

"Не бойся ставить недостижимые цели". Странное посмертное величие Маяковского и Годунова

Маяковский. Источник фото: godliteratury.ru
Маяковский. Источник фото: godliteratury.ru

Завершаем рассказ о совпадениях в судьбе Владимира Маяковского и танцовщика Александра Годунова. Автор была близко знакома со вторым.

Про окружение

Борис Пастернак писал, что «Маяковский, человек почти животной тяги к правде, окружил себя мелкими привередниками, людьми фиктивных репутаций и ложных, неоправданных притязаний».

Не ту ли ошибку совершил в Америке Годунов, когда доверил свои финансовые дела бизнес-менеджеру Арлин Меданн, а за пару лет до смерти составил завещание, где ее определил душеприказчицей? Почти полтора десятилетия она опекала артиста, словно мать родная. Вела инвестиционный портфель, покупала и продавала акции, контролировала расходы и доходы, да так, что при миллионе на счету смогла внушить клиенту, что он беден и помощь родным в пару сотен долларов – непозволительная для него роскошь.

Кстати, финансовый отчет родственникам она так и не представила. Также оставила себе театральные костюмы Саши и его архив с фотографиями, письмами, дневниками и воспоминаниями, для которых мама присылала ему материалы.

Годунов. Источник фото: belcanto.ru
Годунов. Источник фото: belcanto.ru

Как душеприказчица Арлин нарушила несколько пунктов завещания. Так, она не сообщила матери о смерти сына, о чем та узнала случайно из передачи «Голос Америки», не выслала в Ригу заверенную телеграмму, чтобы родственники могли приехать в Лос-Анджелес попрощаться с сыном и братом. Она также не исполнила последнюю волю Саши, зафиксированную в завещании. Он хотел, чтобы прах был разделен на четыре урны и развеян над Ригой, Москвой, Нью-Йорком и Лос-Анджелесом. Однако к окончанию панихиды, которая почему-то состоялась после кремации, а не до нее, все урны забрала Арлин и самолично прах развеяла. На вопрос, где, она ответила: «Какая разница!»

Про вершины

С конца 80-х все громче оспаривается поэтический дар Маяковского, он изъят из школьной программы. Но невозможно отрицать законное место поэта в ряду русских классиков. Это нехотя признал один из современных критиков, написав, что «его вершина пуста и гола, не сулит взгляду ни покоя, ни радости. Но она выше многих соседних вершин и видна с большого расстояния. Так будет всегда, хотим мы этого или нет. В этом исключительность Маяковского, его странное величие, непоправимая слава».

Быть на вершине – удел немногих, но стремиться к ней способен каждый. Так считал Саша Годунов, когда говорил: «Не бойся ставить недостижимые цели, тогда обязательно дойдешь до середины. И твоя середина будет выше конечной цели других людей». Сам он не отступал от этого правила и, несмотря на годы забвения, навсегда вписал свое имя в историю балета и киноискусства.

Тамара БЛЁСКИНА (с) "Лилит"