Handley Page Hampden, или просто - "Хемпден" - британский двухмоторный бомбардировщик времен второй мировой войны, прозванный "Летающим чемоданом" (почему именно чемоданом, не знаю).
Для начала краткая справка по самолету:
Handley Page Hampden производился в 1936 - 1941 гг. (всего произведено 1430 машин) и эксплуатировался с 1939 до 1945 года.
Экипаж - четыре человека. Вооружение - два пулемета спереди и два пулемета, установленных в надфюзеляжной и подфюзеляжной позициях. Бомбовая нагрузка - до 1814 кг. В варианте торпедоносца мог нести одну торпеду.
На Севере "Хемпдены" (торпедоносцы) появились осенью 1942 года, когда 144-я и 455-я эскадрильи Королевских ВВС были отправлены в СССР для обеспечения проводки каравана PQ-18. В состав английской авиагруппы, кроме "Хемпденов", вошли подразделение фоторазведчиков "Спитфайр" и "Москито", и несколько летающих лодок "Каталина".
Английские экипажи вылетели на боевое задание 14 сентября 1942 года — первый и единственный раз. Торпедоносцы патрулировали подходы к Альтен-фьорду, где находился линкор "Тирпиц". Но никаких немецких судов во время вылета "Хэмпдены" не встретили.
Позже, когда операция по проводке конвоя PQ-18 закончилась, личный состав эскадрилий вернулся в Великобританию, а оставшиеся 23 "Хемпдена" (по другим данным их было 20), с одобрения Уинстона Черчилля, были оставлены в Советском Союзе.
Они поступили на вооружение 24-го МТАП ВВС СФ (пополнив третью и, вероятно, вторую эскадрильи). При этом англичане сняли с них прицелы, фотокамеры и некоторые приборы, считавшихся секретными. Так же вернулись в Англию неиспользованные торпеды.
Не смотря на это,техники из 24-го МТАП быстро восстановили недостающее бортовое оборудование самолетов и приспособили узлы подвески под отечественные боеприпасы.
Среди фотографий "Хемпденов" на Севере имеется вот такая, довольно известная фотография. На ней техник (?) пишет на торпеде надпись "За Киселёва".
Речь идет о заместителе командира эскадрильи 24-го МТАП капитане Киселёве Василии Николаевиче, погибшем 25 апреля 1943 года.
Участник Советско-Финляндской войны в составе 118-го РАП СФ. Заместитель командира авиаэскадрильи 24-го МТАП СФ капитан В.Н. Киселёв к середине весны 1943 года совершил 190 боевых вылетов для нанесения бомбовых ударов по аэропортам и военно-морским базам противника, потопил 4 вражеских транспорта.
25 апреля 1943 года его торпедоносец был подбит во время атаки конвоя и загорелся, но не свернул с боевого курса. Штурман старший лейтенант М.Ф. Покало сбросил торпеду с минимальной дистанции наверняка. Капитан В.Н. Киселёв погиб вместе с экипажем (штурман старший лейтенант М.Ф. Покало , воздушный стрелок-радист старшина И.А. Берденников, воздушный стрелок сержант В. Жучков).
В "Боевой летописи Военно-морского флота" этот бой описывается так:
В момент атаки в мотор самолета ведущего группы капитана В.Н. Киселева попал снаряд. Но, несмотря на то что весь самолет был объят пламенем, североморцы не свернули с боевого курса и, прорвав огневую завесу, поставленную вражескими кораблями, с минимальной дистанции сбросили торпеду по грузовому пароходу «Леезее» вместимостью 2624 брт. Пролетев над мачтами тонущего транспорта, экипаж направил свой самолет на ближайший корабль охранения, но, не долетев до него нескольких десятков метров, торпедоносец упал в воду.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года капитану Киселёву Василию Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Также звание Героя было присвоено штурману Покало Михаилу Фёдоровичу. Остальные члены экипажа торпедоносца – И.А. Берденников и В.И. Жучков – были награждены орденами Отечественной войны I степени.
Еще следует отметить, что потопление транспорта "Леезее" ("Leesee") - это реально подтвержденный успех минно-торпедной авиации Северного флота.
Нехватка запасных частей и боевые потери быстро сокращали количество боеспособных машин.
Из статьи М. Морозова "Трагический дебют" ("Авиамастер" №8 2003 г.)
"К сожалению, несмотря на довольно скромные успехи, потери части были весьма тяжелы. За первую половину года было сбито 12 "Хэмпденов" и два Ил-4. Последним сражением для них стал бой 4 июля, когда из-за срыва взаимодействия с прикрывающими истребителями торпедоносцы и штурмовики оказались легкой добычей для "полярных охотников" из 5-й истребительной эскадры Люфтваффе. К счастью, большинство сбитых машин сумели произвести посадку на воду и их экипажи удалось спасти торпедными катерами."
В начале июля 1943 года в составе минно-торпедной авиации ВВС Северного флота остался только один "Хемпден", который был списан 10 июля (источник информации - сайт airaces.ru).
Небольшое дополнение
14 января 1943 года (еще до гибели Киселёва В.Н.) два "Хэмпдена" 24-го МТАП ВВС СФ атаковали хорошо охраняемый караван судов. Самолет капитана А.А. Баштыркова торпедировал одно из них, но был подбит кораблями охранения при выходе из атаки, загорелся и упал в море. Второй "Хэмпден", ведомый капитаном Киселевым В.Н. (тоже потопивший транспорт противника), несмотря на повреждения, смог вернуться на свой аэродром. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1943 года командир экипажа А. А. Баштырков и стрелок-радист В. Н. Гаврилов были удостоены звания Героя Советского Союза (посмертно).
"Позже кто-то ввел в обиход рассказ о том, что "Хэмпден" капитана Баштыркова был подбит кораблями охранения при выходе в атаку. Пылающий торпедоносец не свернул с боевого курса и, прежде чем упасть в море, успел потопить транспорт водоизмещением 8000 т. <...> Этот "рассказ" лег в основу художественного фильма "Торпедоносцы", снятого режиссером С.Д. Аграновичем в 1983 году."
(А. Широкорад "Торпедоносцы в бою. Их звали «смертниками»")
Хочу напомнить, что на этом канале в цикле "Самолеты ВВС Северного флота" уже опубликованы следующие статьи самолетах, бывших в составе ВВС Северного флота:
Самолеты ВВС Северного флота. P-47D "Thunderbolt" в составе 255-го ИАКП ВВС СФ
Самолеты ВВС Северного флота. МБР-2.
Самолеты ВВС Северного флота. ГСТ и "Каталина".
Самолеты ВВС Северного флота. Че-2 (МДР-6).
Самолеты ВВС Северного флота. Пе-2.
Самолеты ВВС Северного флота. КОР-1 и КОР-2. А были ли мальчики?
Самолеты ВВС Северного флота. АНТ-40/СБ/ПС.
Самолеты ВВС Северного флота. Ил-4 (ДБ-3Ф).
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и пишите комментарии. И если вдруг кто-то в комментариях решит дополнить изложенные в этой статье сведения, я буду только рад! Особенно мне будут интересны фотографии самолетов из состава ВВС Северного флота. Спасибо!