Найти тему
histories.

Пасха в искусстве: Распятие Христа

Оглавление

После окончания Тайной вечери практически каждый час из жизни Иисуса становится отдельным иконографическим сюжетом: молитва Иисуса в Гефсиманском саду, предательство и поцелуй Иуды, пленение Иисуса и смертельный приговор, его бичевание и осмеяние. Он был вынужден самостоятельно нести свой крест на гору Голгофу с короной из терновых шипов на голове. Солдаты содрали с него одежду и в полдень пятницы распяли его вместе с двумя разбойниками. Мучимый жаждой, Иисус попросил воды, тогда солдат обмакнул губку в смесь воды и уксуса, пригубив которую Иисус испустил дух. Позднее солдат Лонгин ударил Христа в ребра копьем, чтобы проверить, действительно ли он мертв. Почитатели Иисус сняли его с креста и положили в гроб.

К сожалению, все события страстей невозможно уместить в один пост, поэтому я расскажу о том, как менялось изображение самого распятия.

Карикатуры и разводящий руками Иисус

Любопытно, что одним их самых древних дошедших до нас изображений распятия считается карикатурное “граффити”, найденное на Палатинском холме. На ней некий Алексаменос поклоняется своему богу — распятому ослу. Эту нацарапанную на штукатурке картинку относят к началу II века.

Карикатура Алексаменоса. Wikimedia Commons
Карикатура Алексаменоса. Wikimedia Commons

Сами же первые христиане изображали распятие в виде перекрещенных букв ХИ-РО, потому что Библия порицала идолопоклонничество. С III века можно встретить небольшие амулеты в виде крестов, их также вырезали на печатях и драгоценных камнях (геммах). Крест в богослужениях не используется.

Только прихода Константина, в IV-V веке появляются первые изображения Иисуса. Интересно то, его не изображали на кресте, а просто с разведенными в стороны руками. В коллективной памяти еще была жива ассоциация между распятием, преступниками и позором. Для современного человека в качестве аналогии можно привести казнь на электрическом стуле.

Распятие Святой Сабины. Wikimedia Commons
Распятие Святой Сабины. Wikimedia Commons

Спустя еще столетие утверждается византийская модель распятия, которая будет доминировать и на западе вплоть конца первого тысячелетия нашей эры.

Распятие из Кастильон Фиорентино. Wikimedia Commons
Распятие из Кастильон Фиорентино. Wikimedia Commons

Эта модель называется “Триумф Христа” — его тело распято прямо, глаза открыты, на лице нет и капли страдания. Византийская иконография делает упор на позитивный посыл веры, грядущее воскрешение и спасение человечества, наставление прихожан. Для восточной традиции тело Христа неприкосновенно. Ее не интересует драма, физические и душевные муки Христа и святых — то, что станет центром внимания западного искусства.

Страдающее средневековье Иисус

После великого раскола 1054 года католическая церковь ступает на свой собственный путь. И уже с XI века можно встретить небольшую перемену в западной иконографии: тело Христа располагают в S-образном положении. Зарождается западная модель Christus patiens, мертвого страдающего Христа.

Примерно в то же время в католическую традицию предположительно с земель готов приходит обычай изображать Иисуса, прибитого к кресту тремя гвоздями вместо четырех (со сведенными вместе ногами).

Именно такими до нас дошли величайшие распятия позднего средневековья: Чимабуэ и Джотто.

Чимабуэ. Wikimedia Commons
Чимабуэ. Wikimedia Commons
Джотто. Wikimedia Commons
Джотто. Wikimedia Commons

У упомянутых выше художников растет интерес к анатомической составляющей. Распятие в то время — единственная возможность поэкспериментировать с изображением нагого тела. Именно в изображении распятия особенно заметен один из важнейших прорывов в технике западного искусства: появление сфумато — плавных переходов между светом и тенью. Мускулы больше не похожи на отделенные от тела геометрические формы. Складки одежды не состоят из линий и зигзагов, они плавно ниспадают и окутывают тело. Повязка на бедрах Христа практически прозрачна, выглядит легче дуновения ветра. На лице Иисуса появляется страдание.

Атлеты Ренессанса

Во времена Возрождения распятия находятся под влиянием философии ренессанса. Очень естественная техника, атлетичные тела и сдержанные эмоции — эстетический идеал во славу христианского гуманизма. Считалось, что в прекрасном теле и дух прекрасен. Брунеллески даже осмеял своего друга Донателло за то, что он сделал Иисуса слишком реалистичным и “похожим на грубого простолюдина”.

"Простолюдин" Донателло. Wikimedia Commons
"Простолюдин" Донателло. Wikimedia Commons

Иисус в агонии

Контриформа положила конец слишком идеальным распятиям. Теперь искусство должно было служить католической пропаганде, а значит заставить прихожанина расчувствоваться и проникнуться библейскими сюжетами. Так появляются монструозные барочные алтари, которые венчали распятия в агонии.

Рубенс. Wikimedia Commons
Рубенс. Wikimedia Commons
Гуидо Рени. Wikimedia Commons
Гуидо Рени. Wikimedia Commons

Эксперименты современного искусства

Целых два столетия художники будут верны традиции, пока не подует свежий ветер романтизма. Появляются так называемые “светские распятия” — в которых над религиозной составляющей доминирует пейзаж. С тех пор, особенно в современно искусстве, можно встретить самые разнообразные прочтения распятия. Например, знаменитое “Белое распятие” Шагала — ответ на действия нацистов, аллегорическое изображение страданий не только Иисуса, но и еврейского народа.

Шагал. Wikimedia Commons
Шагал. Wikimedia Commons

С наступающим праздником!

Предыдущую часть про "Тайную вечерю" можно почитать здесь.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилось, пожалуйста, поддержите канал лайком :)

Я показываю историю и искусство со стороны, о которой никогда не рассказывают в школе. Секс и гендер, жуткие легенды, символизм в живописи, повседневная жизнь разных сословий, великие женщины и кровожадные убийцы — это все Великолепие и ужасы истории. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи!