Найти тему
Вызывной на 6:15

Как я очень сильно хотела работать в кино. Мой первый опыт был полным сюром.

Оглавление

Слева-направо оператор, режиссёр, художница-постановщица, главный актёр, помрежка
Слева-направо оператор, режиссёр, художница-постановщица, главный актёр, помрежка

Несмотря на отсутствие профильного образования, я стала художницей по костюмам на полнометражном фильме в 21 год. Кино было моей розовой мечтой. Мне хотелось быть частью этого большого коллективного искусства и работать с образами героев, помогая зрителю лучше их понять. Это не просто работа со шмотками, нужно быть ещё и психологом, чтобы залезть в душу персонажа и раскрыть его визуально. Я ещё не имела ни малейшего понятия о том, что такое переработки, профессиональные ставки и вызывной лист. У меня был хороший вкус и амбиций с Эверест.

Попасть на эту картину помогли связи… ну, моя мама планомерно окучивала продюсерку Аллу А. (имя изменено) и познакомила нас с ней на премьере её фильма по Достоевскому. Алла рекрутировала меня сразу на такую высокую позицию, как художник по костюмам, и я наивно полагала, что вот какая я молодец, вгики не заканчивала и сразу в художницы. Сестра же грезила о профессии режиссёра, и её на картину взяли «хлопушкой» (ассистент режиссёра).

Сижу перед экраном - инструмент осветителей для рассеивания солнечного света.
Сижу перед экраном - инструмент осветителей для рассеивания солнечного света.

Я не имела ни малейшего понятия, сколько стоит моя работа, на каких условиях она предоставляется, да и вообще как толком она делается, поэтому я согласилась на крошечную ставку в 20 тысяч рублей. Бюджета на костюмы не предполагалось вообще никакого! Костюмы волшебным образом должны были найтись в моей личной костюмерке. Напомню, это мой первый проект. Когда я пришла к продюсерке и сказала, что бесплатно найти всё не получится, она, отрывая эти деньги как будто от сердца и не прекращая сетовать, выделила мне 15 тысяч рублей. На них я по распродажам и стокам докупила костюмы, но по большей части собрала их из вещей актёров и своих собственных, ну, и мамины тоже пошли в дело. Это спустя несколько лет мы узнали, что Алла А. находится в чёрном списке киноиндустрии, должна огромному количеству людей деньги, а нанять на проект неофитов – это один из её многочисленных способов сэкономить.

Обычно (как я уже знаю) департамент костюма нанимается целым цехом: художник по костюмам (главный, он принимает все критические решения, делает смету, выбивает своему цеху выгодные ставки), ассистент художника по костюмам (правая рука, он отслеживает стыки, говорит, что на кого и как одеть после утверждения образа художником) и пара-тройка костюмеров (помощники, которые выполняют более механическую работу, чистят или грязнят костюмы, стирают, поправляют и одевают актёров перед кадром). В зависимости от масштаба проекта ассистентов может быть и двое, а костюмеров около дюжины.

Я же выполняла эту работу одна. Ни о каких помощниках не было и речи. Коллеги по кинопроизводству недоумевали и сочувствовали мне. Благодаря стараниям второй режиссёрки, у меня были бесконечные перекостюмы (переодевания актёров из образа в образ). Я бегала с языком на плече, с трудом следила за стыками (это когда костюм одет так, чтобы всё монтировалось из кадра в кадр: какие надо пуговицы застёгнуты, куртки расстёгнуты, капюшон надет или снят и т.д.), но мне было классно – я же наконец-то работаю в кино!

Поправляю костюм на главной актрисе.
Поправляю костюм на главной актрисе.

Не было у бабы беды, так на меня положил глаз режиссёр-постановщик, а я в свою очередь положила глаз на оператора. Для обоих этот фильм являлся дебютом. Режиссёр до этого работал художником-постановщиком. Оператор (Митя) актёрствовал, следуя по стопам своего известного папы. Митя ответил мне взаимностью, мы иногда целовались в его машине, и это было очень мило. Как-то вечером я попробовала поцеловать его на глазах у части группы, так вышло случайно, а не намеренно, но он отстранился от меня с каменным выражением лица. Я засмеялась и сказала: «Ну что ты, все и так знают». Он по-странному резко отреагировал и попросил меня из машины, по темноте я дошлёпала до базы пешком. Снимали мы в глуши, на Оке, в Тульской области. В общем-то, шлёпать было недалеко.

Дорога на базу.
Дорога на базу.

После этого Митя стал вести себя супер токсично, откровенно гнобил меня во время съёмок за моей спиной. Сестра постоянно сталкивалась с ним, защищая меня, и он хотя бы притихал при группе. Почему из объекта желания я переросла в объект насмешек, история умалчивает. Объяснений от него добиться не получилось.

Между тем я вообще не врубалась, что нравлюсь режиссёру. А нравилась я ему так, что на вечерних посиделках в его домике с другими членами группы он мне врал, что развёлся с женой. И я даже тогда не понимала. Какое мне дело до его жены?

Главы департаментов отслеживают изменения в монитор, который называется плейбэк.
Главы департаментов отслеживают изменения в монитор, который называется плейбэк.

Последняя смена выдалась одной из самых тяжёлых. Вечер, заброшенная больница, всем как-то не по себе. Тут внезапно выясняется, что карта с материалом неверно отформатировалась, и с неё пропало всё отснятое за смену! Был уже конец дня, какие-то сцены наспех переснимали. Группа взбунтовалась и отказалась пахать всю ночь, чтобы вообще всё переснимать. Возмездие пришло, откуда не ждали, и на головы тех, кто этого никак не ожидал. На наши головы. Нас с сестрой обвинили в колдовстве (!) и полной ответственности за пропавший материал, мол, мы ходим, такие красивые, молодые и недоступные, так нельзя. Звучало, как полный абсурд! Я слушала этот бред от режиссёра и не могла поверить. По его логике, если я проигнорировала его интерес ко мне, то на меня можно спустить всех собак! Вот это да! Нас защищали ребята из группы, с которыми мы подружились, но атмосфера уже была полностью испорчена.

Механики камеры.
Механики камеры.

После смены мы должны были сразу уезжать обратно в Москву, и для нас продюсеры подготовили экспресс-Шапку, отрядив на празднование максимум час. Шапка – это такой киношный корпоратив после окончания съёмок, обычно длится несколько часов. Все сидели в похоронном настроении. На столе даже не было алкоголя. Опять сэкономили. Гаффер (бригадир команды осветителей, тех ребят, что таскают и устанавливают световое оборудование на площадке), видимо, уже прочуяв скупость наших работодателей, заранее припас водку, и это был её звёздный час. Моя сестра была на грани истерики после обрушившихся на нас обвинений и, когда гаффер стал развязно предлагать кислым мордам водку, подошла сама и выпила с ним стопку на брудершафт. Потом и я с главным актёром брудершафтнулись. Стало заметно веселее. Угостив нас водкой, гаффер задорно крикнул: «Будут киношницами!»

текст Радмилы Мигулиной

Спасибо, что прочитали!

Подписывайтесь на наш канал и ставьте лайки!

#кино
#культура
#Радмила мигулина
#художник по костюмам
#костюм