Найти тему
ЭКСКУРС TV

Двенадцать Балаклавских Апостолов

Балаклава - красивейший городок, почти европейский курорт, спрятанный от волн и ветров невысокими горами, расположенный на берегу живописной бухты. Именно с этого города я запускаю ещё одну рубрику на своём канале: "Русские храмы". Почему именно такой выбор - в конце статьи

Балаклава. Набережная. Церковь справа. Фото автора.
Балаклава. Набережная. Церковь справа. Фото автора.

Сама Балаклава имеет очень интересную и давнюю историю. Современное название города имеет крымскотатарские корни: если разбить слово на две части - "балыкълы" и "ава" - то получится дословно "рыбная погода". Другая версия этимологии этого слова относят нас к древним племенам тавров, о роли которых в этногенезе крымских татар я уже писал. По этой версии название происходит от таврского "Палакия", что буквально означало "город, принадлежащий царю Палаку".

Балаклава. Пирс.
Балаклава. Пирс.

Балаклава известна с античных времен и упоминается у Плиния Старшего и Страбона. Вероятнее всего, в те времена население Балаклавы составляли таврские племена. Деревушку и бухту тогда называли Сюмболон. Впоследствии эти земли колонизируют греки, затем их подчиняют себе генуэзцы, которых отсюда выбили во время восстания греческие поселенцы, в результате чего во владение Балаклавой вступает княжество Феодоро. Итальянцы (точнее - генуэзцы) во главе с кондотьером Карлом Ломеллини в долгу не остались, Балаклаву себе обратно вернули, попутно отжав у Феодоро и Каламиту (крепость в устье реки Чёрной) и взяв в плен князя Алексея. Но генуэзцы в сражении при Солхате были разбиты Хаджи Гераем, признали его Крымским ханом и выплачивали тому дань. Точно так же, как генуэзцы с феодоритами, с самими генуэзцами поступили и турки - отжали у них крепость и все крымские владения. Афанасий Никитин, который побывал здесь незадолго до турецкого вторжения, зафиксировал крымскотатарское название поселения - Балыкайя. Турков, как и во всём остальном Крыму, после подписания Кучук-Кайнарджийского мира, сменила Россия.

Кондотьер - наёмный руководитель военных отрядов в Италии XIV - XVI веков, находившийся на службе у городов и / или государей, как правило иностранец. Кондотьер заключал договор (кондотто) на ведение военных операций, получал за это плату (сольдо, отсюда "солдат") и расплачивался с наёмниками (теми самыми солдатами). Частенько кондотьеры сами захватывали власть в городах, среди них было немало известных авантюристов своего времени.
Церковь Святого Николая, Балаклава, 1865 год. Автор фото: Р. Фентон. Источник фото: pastvu.com
Церковь Святого Николая, Балаклава, 1865 год. Автор фото: Р. Фентон. Источник фото: pastvu.com

Храм Двенадцати Апостолов в Балаклаве - памятник архитектуры, культуры и истории XVIII века. С появлением храма, его предшественником и освящениями вышла почти детективная история. Первый храм на этом месте появился в 1794 году. Но во время одного из ремонтов в 1861 году здесь обнаружили закладную плиту со следующей надписью: "1357, в день сентября, начата эта постройка во время управления скромного мужа Симоне-де-Орто, консула и кастеляна".

Кастелян - смотритель и администратор замка и прилегающих к нему территорий. Кастелян сочетал функции управляющего замком, ответственного за исправное содержание замка, гарнизона и обслуживающего персонала, и управляющего территорией, ответственного за её безопасность и оборону, сбор податей и дани, осуществление судебной власти.
"Балаклава. Дорога на утёс". Открытка начала ХХ века. На горе - крепость Чембало
"Балаклава. Дорога на утёс". Открытка начала ХХ века. На горе - крепость Чембало

Здесь стоит сделать одно важное замечание. Дело в том, что не смотря на итальянское, а точнее - генуэзское, владычество, основная часть населения Балаклавы по-прежнему оставалась греческой, как до, так во время Генуэзских консулов и даже после захвата турками. Греки долгое время населяли эту территорию, вплоть до выселения их Екатериной II в Северное Приазовье в 1778 году. Балаклаву покинули чуть меньше сотни греков, что косвенно может говорить об очень небольших размерах поселения.

Общий вид на Балаклавскую бухту. 30-е гг. XIX в. Источник Википедия
Общий вид на Балаклавскую бухту. 30-е гг. XIX в. Источник Википедия

Однако спустя всего шесть лет, в 1784 году, Балаклава стала местом поселения семей офицеров и солдат Греческого пехотного полка, сформированного в 1779 году по распоряжению князя Потёмкина из числа «архипелагских греков», воевавших на стороне России в войне с Турцией в 1770 – 1774 гг. в Эгейском море и на Балканах. Высочайшим повелением Екатерины II от 18 февраля 1784 года предписывалось: «Балаклаву, исправив оную, как есть, содержать поселенными в ней греческими войсками»

Балаклавский Греческий батальон - воинская часть Императорской русской армии, которая участвовала в русско-турецких войнах в 1768—1774, 1787 −1792 и 1806—1812 годах, а также в Крымской войне. Состоял из эмигрантов греков, поселённых в районе селения Балаклава. После окончания Крымской войны батальон утратил своё значение и был расформирован. Те, кто пожелал нести военную службу, были переведены в регулярные полки.
Амазонская рота (Греческого батальона - прим.авт.) встречает императрицу Екатерину II в Крыму. Источник - Википедия
Амазонская рота (Греческого батальона - прим.авт.) встречает императрицу Екатерину II в Крыму. Источник - Википедия

Но служащим Греческого пехотного полка требовалась своя гарнизонная церковь, строить которую они и начали в конце XVIII века. Причём для возведения здания нового храма использовали камень от снесенных в мечетей и разрушенных генуэзских построек у подножия крепости Чембало. В 1794 году, когда Греческим пехотным полком командовал Стефан Мавромихали, строительство было завершено, и храм освятили во имя святителя Николая Чудотворца. Богослужение в церкви совершали греческие священники на греческом языке. К концу 1795 года была составлена первая метрическая тетрадь с записями на греческом языке о родившихся, обвенчавшихся и умерших.

Дача графа Апраксина, Балаклава. Открытка начала ХХ века
Дача графа Апраксина, Балаклава. Открытка начала ХХ века

Изображение храма часто встречается на рисунках, гравюрах и картинах, изображающих Балаклаву первой половины XIX века. Накануне Крымской войны церковь была перестроена. С 1848 года настоятелем гарнизонной церкви стал протоиерей Антоний Аргириди, уроженец острова Крит, до этого служивший в греческой церкви святых Петра и Павла в Севастополе. 27 сентября 1854 года авангард Британской армии двинулся к Балаклаве. В тот день греки праздновали Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, и гражданское население маленького городка, ничего не знававшее о приближении вражеской армии, собралось у храма. Узнав о грозившей им опасности, мирные жители побросали свои дома, имущество, и стали спешно переправляться на лодках на западный берег Балаклавской бухты в надежде пройти горной дорогой через сады и виноградники к Караньским высотам, а оттуда добраться до Севастополя. Не поддаваясь ни на какие уговоры покинуть храм, протоиерей Антоний Аргириди продолжал литургию даже тогда, когда пономарь сообщил ему о появлении авангарда неприятеля, занявшего деревню Кадикой и следовавшего к городку.

Английский лагерь у Балаклавы Изображение 1855 года. Источник: Вики
Английский лагерь у Балаклавы Изображение 1855 года. Источник: Вики

Захватив Балаклаву, английские солдаты и матросы принялись грабить дома греков, мстя им за оказанное сопротивление. Гарнизонная Свято-Николаевская церковь распоряжением лорда Раглана оставалась неприкосновенной, и ее настоятелю было приказано проводить в ней службы и требы. Но священнику удалось убедить командующего Британским экспедиционным корпусом отпустить его и гражданское население из Балаклавы, что было исполнено с выдачей сопроводительного письма, позволившего им пешком пройти занятую к тому времени англичанами и французами территорию, и добраться до расположения русских войск под командованием князя А.С. Меньшикова. Протоиерей Антоний Аргириди был принят вторым священником в бахчисарайскую греческую соборную Свято-Николаевскую церковь. Здесь он служил, исповедовал, причащал, соборовал раненых русских солдат, матросов и офицеров в местном военном госпитале.

Набережная Балаклавы. Изображение 1856 года. Источник: Вики
Набережная Балаклавы. Изображение 1856 года. Источник: Вики

После того, как Балаклаву покинуло гражданское население во главе с протоиереем Антонием Аргириди, гарнизонная Свято-Николаевская церковь была разорена и повреждена, с купола церкви сняли даже медные листы. По окончании Крымской войны гарнизонную Свято-Николаевскую церковь восстановили вернувшиеся греки, и 8 июня 1857 года ее вновь освятили во имя св. Николая Чудотворца. В церкви хранились шесть знамен Балаклавского греческого пехотного батальона в зелёных бархатных чехлах. До 1859 года церковь «состояла в ведении главного священника армии и флотов», а после расформирования Балаклавского греческого пехотного батальона перешла в епархиальное ведомство. В 1860 году была заполнена первая метрическая книга теперь уже приходской «местечка Балаклавы Ялтинского уезда Николаевской церкви». Ей принадлежали три приписные греческие часовни: Святой Троицы в центре Балаклавы, Святого Ильи на горе Ай Илья в километре от Балаклавы и Святого Георгия при одноименном святом источнике у предместья Кадикой в двух километрах от нее.

Набережная Балаклавы. Открытка начала ХХ века. Источник: Вики
Набережная Балаклавы. Открытка начала ХХ века. Источник: Вики

Богослужение в церкви совершал священник с вольнонаемным церковнослужителем, живший в церковном доме и получавший на содержание 188 руб. 16 коп. от казны и 210 руб. от балаклавских прихожан. Церкви принадлежали земли при Балаклаве и Кадикое, а прихожанами были греки и немногочисленные русские, постоянно жившие там же. После Крымской войны балаклавские греки своими силами увековечили память о 118 отставных и строевых греческих офицерах и солдатах, вступивших в неравный бой с англичанами. У южной стены Свято-Николаевской церкви возвели мемориальную колокольню с четырьмя полупудовыми мортирками. В 1927 году ее снесли по решению советских властей.

Юргевич, Владислав Норбертович
Юргевич, Владислав Норбертович

Летом 1861 года в Крым, в том числе в Балаклаву, по поручению Одесского Общества истории и древностей приезжал адъюнкт-профессор греческой и римской словесности Владислав Норбертович Юргевич. Вот отрывок и его отчёта: «В Балаклавской крепости, после бытности в ней неприятеля в последнюю войну, не осталось ничего. Одна только [латинская надпись] спаслась от похищения, потому что была заштукатурена, это надпись в бывшей генуэзской, ныне православной церкви Двенадцати Апостолов, находящейся в городе неподалеку от крепости. На ней обозначен год 1357, когда начата была постройка, и имя консула и коменданта (кастеляна - прим.авт.) Симоне дель Орто».

Епископ Таврический Гермоген (Добронравин)
Епископ Таврический Гермоген (Добронравин)

Позднее об этой церкви 1357 года , ссылаясь на Юргевича, упомянет в своих трудах епископ Таврический Гермоген. Но кроме Юргевича никто о "старой церкви" XIV века в Балаклаве не говорит. Что же произошло, куда делся храм и "был ли мальчик"? А произошло вот что: совершил оговорку в отчете сам Юргевич, ошибочно назвав церковь Святого Николая церковью Двенадцати Апостолов. В 1990 году протоиерей Александр, уверовав в древний возраст церкви и не разобравшись в ошибке, огласил ее одним из древнейших храмов Крыма (и это при наличии церквей в Солдайе и Керчи, включая Храм Иоанна Предтечи) и освятил Свято-Николаевскую во имя Двенадцати Апостолов. Развеял этот миф автор проекта реставрации архитектор Юрий Лосицкий, с мнением которого тогда многие согласились.

Крепость Чембало. Фото автора
Крепость Чембало. Фото автора

Такая путаница возникла из-за того, что церковь была переосвящена без реального изучения её прошлого. А всего-то нужно было последовать примеру греков, осевших тут в 1784 году. Греки были совершенно убеждены в том, что святые, в честь которых были освящены храмы, становились небесными покровителями местных жителей. И поэтому переосвящение церквей ими приравнивалось к богохульству. И греки Балаклавы не просто восстанавливали старые храмы, но и освещали их в честь прежних святых. Построенную же греками от основания церковь они освятили в честь Святого Николая потому, что верхнюю часть замка Чембало генуэзцы именовали замком Святого Николая, считая его своим небесным покровителем. Таковым его избрали и местные греки.

Церковь Двенадцати Апостолов в 1988 году. Автор:А. Терентьев. Источник фотографии www.pastvu.com
Церковь Двенадцати Апостолов в 1988 году. Автор:А. Терентьев. Источник фотографии www.pastvu.com

Как водится у нас в стране, после установления советской власти церковь была закрыта, а в здании сначала разместили клуб ОСОАВИАХИМа, а затем Дом Пионеров. При закрытии церкви и ликвидации церковного имущества бесследно пропали хранившиеся в ней шесть знамен Балаклавского греческого пехотного батальона. В годы Великой Отечественной войны за Балаклаву шли ожесточенные бои, во время которых здание церкви получило значительные повреждения. В период немецко-фашистской оккупации в ней возобновились службы. После депортации из Крыма греков в 1944 году ни Свято-Николаевской церковью, ни ее историей, никто не интересовался.

ОСОАВИАХИМ - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (сокращённо Осоавиахим, ОАХ) - .советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая с 1927 по 1948 годы, предшественница ДОСААФа.
Вид на Балаклаву. Автор:А. Терентьев. Источник фото www.pastvu.com
Вид на Балаклаву. Автор:А. Терентьев. Источник фото www.pastvu.com

В ведение Русской православной церкви храм вернули только в 1990 году, в сильно разрушенном состоянии. Фишка храма в том, что для Крыма и окрестных регионов его архитектура уникальна - второго такого в Крыму нет. С точки зрения архитектурной типологии постройки - это крестово-купольный храм, вытянутый по оси восток-запад, построен из бутового известняка, добывавшегося в крымских каменоломнях.

Почему же я решил обратиться к храмам? Ответов несколько, перечислю по пунктам:

  • Я верующий человек, но в храмах, церквях и монастырях меня интересуют не только и не столько вопросы веры (хотя без неё в повествовании о молитвенных домах, конечно не обойтись), а вопросы истории
  • Храм, во многих современных сёлах, хуторах, посёлках, деревнях, и даже иногда в городах - единственная достопримечательность, особенно если храм дореволюционный (а именно такие храмы я и буду рассматривать, построенные до 1917 года).
  • При этом храм в роли единственной достопримечательности на селе (и особенно на селе) был таковой и до, и после революции. Храм был самой красивой, со всех точек зрения постройкой округи. Он был высок, богато украшен, красив с архитектурной точки зрения.
  • Храм - не только и не столько религиозная, сколько архитектурная и культурная доминанта местности. С постройкой храма в сёлах, поместьях, деревнях часто связаны истории целых династий, истории меценатства, иногда даже интриги. Прихожанами тех или иных церквей могли быть известные люди, и даже служить в них в разных странах. Словом, история строительства и существования храма - это локальная история местности, в которой он построен, это судьбы людей - благотворителей, строителей, прихожан и личности архитектора и заказчика.
  • Храм, как точка на карте, становится маяком в путешествии как раз по вышеуказанным причинам, способствуя появлению новых рассказов и фотографий. Так что вера - верой, а историю никто не отменял!

Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!

Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях

Проект "История"
Цикл "История Крыма"
Крым и крымские татары | Татарбунары