Когда-то очень давно, в босоногом детстве, когда Украина была составной частью огромной страны, именовавшейся Союзом Советских Социалистических Республик, а между городом Горький и городом Одесса ходил прямой пассажирский поезд, довелось мне побывать в этом чудесном городке. Увы, в те годы я только догадывался, что такое фотоаппарат, своего пепелаца у меня не было, и с историей я только начинал знакомиться. Но речь в статье, как вы догадались, пойдёт не про Одессу. В её окрестностях немало интересных городов, и моё внимание на карте привлёк городок с интересным и каким-то почти сказочным названием Татарбунары. Прямо как трах-тибидох или тартарары. Откуда на юге Украины городок с таким названием?
Прежде, чем рассказать об этом городе, давайте вспомним об области, на территории которой он стоит. Сегодня любой статистический справочник вам браво отрапортует, что Татарбунары - это райцентр Одесской области Украины. Но так, разумеется, было не всегда. Когда-то в давние времена вся эта территория называлась иначе - Буджакъ. Эта область занимает территорию между реками Днестр и Дунай, омывается с востока Чёрным морем и представляет собой бескрайнюю слабовсхолмлённую равнину с чрезвычайно плодородными почвами. Здесь почти нет лесов и гор, и в летние жаркие месяцы иногда ощущался недостаток питьевой пресной воды - но богатые урожаи зерновых культур мирили местное население с этим недостатком. Река Когильник имела обыкновение пересыхать в такие жаркие лета, и местное население приноровилось рыть глубокие колодцы.
При этом, не смотря на засухи и периодически возникающий дефицит пресной воды, буджакцы славились как первостепенные садоводы, скотоводы, охотники и пчеловоды. Причём выращивали тут не только злаки - выращивали даже виноград, а излишки продавали в Аккерман (ныне Белгород Днестровский) и за море. Буджакцы умудрились компенсировать себе и отсутствие леса - брёвна они получали из молдавских лесов от племени кодрян. Причём, несмотря на поставки леса, мирными и добрососедскими отношения Буджака и молдавских племён назвать было сложно - приграничные сёла постоянно страдали от локальных конфликтов.
В чём-то история Буджака похожа на историю метрополии - Крымского ханства. Да-да! В прошлой статье о Крыме, в которой я писал об этногенезе самого многочисленного народа полуострова - крымских татар, я уже упоминал о том, что Крымское ханство не ограничивалось только Крымским полуостровом. оно владело большими территориями в Северном Причерноморье, и Буджак - одна из таких территорий.
В Буджаке, как и в Крыму, оставили свой след многие народы. Аборигенами этих земель принято считать фракийцев, но после них здесь побывали сарматы, готы, гунны, печенеги, кипчаки и, наконец, ордынцы. Вот тут надо сделать сноску, какую я делал в статье о крымских татарах - ордынцы были хозяевами этих земель, но население самой орды к тому моменту в подавляющем большинстве состояло из тюркоязычных племён. Вплоть до конца XV века Буджак менял хозяев, пока наконец здесь не осели ногайцы, создавшие своё государство - Буджакскую орду.
Сама Буджакская орда подчинялась Крымскому ханству, делая из ханства фактически федерацию. Управлялась орда принцем из дома Гераев - династии крымских правителей, которые, в свою очередь, признали верховную власть Османского султана. Но об истории борьбы крымских ханов за независимость своего государства от Блистательной порты мы поговорим как-нибудь в другой раз. Хотя именно ей, Порте, крымские ханы были обязаны владением Буджаком. Дело в том, что вся эта территория была пожалована ханству турецким султаном Баязидом II после молдавского похода 1484 года. Осевшие здесь тюркоязычные предшественники и прибывшие из Предкавказья ногайцы вкупе с частью населения самого ханства и составили основу буджакских татар, известных нынче также как дунайские татары.
Несмотря на жалованную грамоту и правителя из династии Гераев, Орда имела двойное подчинение - как Крымскому ханству, которое в целом и осуществляло оперативное управление, так и Очаковскому эйялету Османской империи. Сами же буджакцы народом были воинственным и неспокойным, смелым и весьма... ээээ.... бузотёрным. Да, эти прекрасные воины составляли часть - бОльшую и лучшую - войска самого крымского хана, но достаточные территории и экономика орды не раз побуждали принца из династии Гераев поворачивать эту мощь против столицы - Бахчисарая. Иногда это приводило к кровопролитным междоусобицам и даже настоящим гражданским войнам - престолы обеих столиц нередко занимали отец и сын. А иногда уже Крымские ханы вынуждены были получать ноты протеста европейских правителей и прямое неудовольствие Стамбула за своеволие и своенравие Буджака в вопросах военных походов и внешней политики.
Но почему Буджакская орда так называлась? Своё название государство получило по местечку Буджак - небольшому поселению, где первоначально и находился центр государства. Само слово имеет тюркское происхождение и обозначает "угол". И действительно, если посмотреть на карту, область находится как в углу над Чёрным морем между Дунаем и Днестром.
Но вернёмся к самим ордынцам. Об их свободолюбии и чрезвычайной гордости говорит несколько любопытных деталей. Во-первых, как и в большинстве государств - осколках орды, здесь чётко прослеживалась клановая структура и два самых влиятельных клана Буджака в разное время по призыву Крымского хана могли выставить от 30 до 60 тысяч воинов. Во-вторых, для того, чтобы управлять этими гордыми беями, нужно было иметь твёрдую волю и тонкий ум. История умалчивает, чего уж там не хватило сераскиру (военачальнику) этих мест Саиду Гераю, но с беями он здорово не поладил. Правивший в то время в Крыму Халим Герай повёл себя крайне недальновидно, и вместо того, чтобы образумить сына, поддержал его в борьбе с местными беями. За это решение Халим Герай впоследствии поплатился троном.
А вот Крыму и Шагину Гераям повезло гораздо больше. Шагин Герай - последний Крымский хан. Его роль в истории и вообще его личность даже в Крыму оценивают полярно. Когда-нибудь я попробую рассказать и о нём, сейчас только упомяну, что судьба его складывалась весьма трагично, и ему выпало пережить смерть своего государства и отречение от престола, который на протяжении более чем четырёхсот лет занимали его предки. Шагин Герай начинал свою политическую карьеру с должности сераскира Буджакской орды. Он занимал этот пост всего год, но за этот год стал весьма популярным и влиятельным человеком в Орде. Популярным настолько, что Буджакцы души не чаяли в мечте посадить Шагина Герая на Крымский престол. Причём Буджакцы готовы были организовать в орде новое Крымское ханство во главе с Шагином, когда от ханства со столицей в Бахчисарае осталась только история. Но не сложилось. Вообще, такая популярность Шагина Герая в орде не удивительна, если даже императрица Екатерина II оставила о нём весьма лестные строки:
У нас теперь здесь калга-султан, брат независимого крымского хана; это молодой человек 25 лет, чрезвычайно умный и желающий образовать себя. Этот крымский дофэн – самый любезный татарин; он хорош собою, умен, образован не по-татарски, пишет стихи, хочет все видеть и все знать; все полюбили его. Он не пропускает ни одного спектакля; по воскресеньям после обеда бывает в (Смольном) монастыре и смотрит, как танцуют воспитанницы
Ещё один сераскир Буджака, не менее популярный у местных татар, чем Шагин Герай - это Крым Герай. Личность воистину легендарная. Крым Герай был прекрасным политиком и мудрым правителем и стратегом - он прекрасно видел, что творится на северных рубежах Буджака. А творилось там строительство русских крепостей и военных поселений. В их непосредственной близости к своим границам Крым Герай чувствовал себя неуютно. Он начинает вести самостоятельную внешнюю политику, направляя посольство к королю Пруссии Фридриху II Великому, и как раз с целью вступить с ним в союз в случае активизации "неудобных" северных соседей. И резиденцией сераскира был именно городок Татарбунары.
Историки и путешественники тех лет отмечали гостеприимность и простоту буджакцев в быту. Отмечалась их честность, добродушность и гостеприимство. Политическое устройство напоминало таковое в метрополии: страна управлялась Диваном - советом старейшин, в который входили беи наиболее знатных родов. Председательствовал на заседаниях Дивана сераскир, и он мог наложить вето на любое решение Дивана, впрочем как и Диван - на решение сераскира. Такая вот конституционная монархия - власть сераскира в Орде не была абсолютной, хотя в оперативном управлении, в том числе войском, никакого одобрения Диваном, разумеется, не требовалось.
Удивительно, но сегодня о тех днях на этих территориях напоминает только топонимика. А ведь всего двести лет назад крымскотатарский язык был тут государственным. Увы, но в современных Татарбунарах не сохранилось ни одной постройки ханского периода,. Уже к XIX веку были разобраны мечети, татарские дома, а баня была перепрофилирована в водяную мельницу. Хотя нет, кое-что осталось. Это те самые колодцы, выложенные камнем - свидетели иных времён и судеб. Но зато известный турецкий путешественник Эвлия Челеби, оставивший великолепное описание своего путешествия по Крыму и этим местам, оставил нам и великолепное описание Татарбунарской крепости. Если верить Челеби, то это была четырёхугольная цитадель с четырьмя башнями по углам, стоявшая на высоком холме. В южной части крепостной стены находились ворота, внутри крепости находилась мечеть, резиденция городского головы, зерновой склад, арсенал и гарнизон в 150 воинов. За крепостными стенами лежал сам город. Эвлия Челеби упоминает примерно о двух сотнях домов. Кроме того, он же сообщает нам, что в городе были постоялый двор (караван сарай), общественная баня (хамам), мечети, начальная мусульманская школа (мектеб) и кофейни. А вот рынка, на удивление, не было.
Буджак вообще сложно назвать спокойной территорией - он и в период ханства-то постоянно полыхал, а тут ещё до предела обострились взаимоотношения между Османами и Россией. В результате военных действий город был взят русскими войсками в 1770 году, но спустя четыре года из-за подписания Кучук-Кайнарджийского мира город был отдан обратно во владения Крымского ханства. И спустя девять лет - в 1783 году - снова перешёл под управление российскими властями. Российская Империя начала политику замещения буджакского населения казаками. К коренному народу стали относится как к зависимым крестьянам - такого буджакцы стерпеть не могли. Первый исход буджакцев случился в 1784 году, а уже в 1807 году сюда прибыли бывшие задунайские казаки. В Татарбунарах даже какое-то время находилась резиденция кошевого Задунайской Сичи. Но не смотря на все эти пертурбации, к 1818 году в городе проживало менее 1000 человек.
Именно в этот период город стал застраиваться казёнными учреждениями, материалом для которых и послужил камень татарбунарской крепости и других строений ханского периода. Последние буджакские татары покинули город в период Крымской войны середины XIX века, а те, кто не смог покинуть родной город (по разным причинам), растворились в новых поселенцах. Спустя полторы сотни лет о крымскотатарском прошлом города говорило только его название - Татарбунары.
Ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на канал и следите за обновлениями!
Читайте канал и подписывайтесь на мои соцсети:
Фейсбук | Вконтакте | Инстаграм | Ютуб о танго | Ютуб о путешествиях |
Проект "История"
Цикл "История Крыма"
Крым и крымские татары