Продолжение статей «Санкт-Петербург. «Окно в Европу». Почему не дверь?» и «Санкт-Петербург. Выборг. Парк Монрепо».
Сегодня поговорим о Кронштадте, городе воинской славы, городе – крепости, городе – острове, окружённом системой знаменитых кронштадтских фортов, вся суть которых была направлена только на одно, защита Санкт-Петербурга с моря. Плюс морской порт.
Как утверждают историки, первым делом, в этих местах, Пётр заложил крепость Кроншлот, а уж затем, строя крепость и обживая соседний остров, постепенно, появился Кронштадт.
Город расположен на острове Котлин и фактически занимает собой половину территории. С названием острова связанна странная история. Дескать, когда Пётр высадился на остров со своим десантом, шведы, которые несли караул и дежурили у костра бежали, оставив только закопчённый котёл над огнём. Вот от этого котла и появилось название. Он же присутствует и на гербе города.
Вообще, история с котлом, для меня лично выглядит несколько натянутой. На большинстве морских и топографических картах XIX века, остров Котлин назван как остров Котной, что мало похоже на котелок, согласитесь.)
Для туристов, основной достопримечательностью Кронштадта, пожалуй, является Морской Собор святителя Николая Чудотворца, расположенный в центре города и заново отстроен к 2013 году, своему столетию. (В хорошую, солнечную погоду купол собора хорошо виден и с правой, и левой сторон Финского залива). Петровский парк и Петровская пристань, а особо любознательным вскользь покажут Доковый бассейн петровских времён. Нас же с вами интересует вся система петровских доков и некоторые артефакты, о которых экскурсоводы умалчивают или просто не знают.
И так, технические чудеса эпохи Петра.
После поездки в Европу, где Пётр Первый изучал систему английских и голландских доков, решает строить нечто подобное в Кронштадте. В связи с этим в 1719 году издаёт указ о начале строительства. Обратите внимание. В это же время безостановочно строится Санкт-Петербург и закладывается Петергоф со своими фонтами! Не многовато ли проектов для возведения их с ноля фактически одновременно?
Я опускаю подробности сколько для этих целей было согнано трудового люда, солдат для бдения, что б те не отлынивали, кормить их всех и лечить от болезней. Историки утверждают, что только для постройки системы доков, было поставлено три тысячи рабочих. Видимо мужиков на всё хватало. Канал открыли в 1752 году, спустя четверть века после смерти Петра. И это уникальное гидротехническое сооружение протянулось более чем на два километра! В нём одновременно могли ремонтироваться до 10-ти больших судов! Для середины XVIII века немыслимое достижение!
Парадокс в том, что в Европе из ремонтного дока вода откачивалась более двух недель, в доках Кронштадта, чуть более суток! Интересно, чему учился Петр, если подобных технологий там просто не существовало. А теперь чуть детальнее рассмотрим это уникальное гидротехническое сооружение.
Как вы понимаете это далеко не единственный артефакт, который не укладывается в общую концепцию строительства Петром Первым системы доков с ноля на пустом месте, а значит и самого Кронштадта, а значит и Санкт-Петербурга, где подобных артефактов присутствует в достатке. Но следуем далее.. .
Переместимся к рукотворному, «сделанному руками крепостных крестьян», Доковому бассейну. Весь бассейн замощен булыжником. Гранитным булыжником. В углу бассейна ветряная насосная мельница петровского времени. Её не реставрировали.
А теперь обратите внимание на часть стены у этой мельницы, приспособленной к конструкции бассейна. Эта стена из гранита, блоки которой выполнены очень сложным рисунком. Это так называемая полигональная кладка. Здесь каждый каменный блок занимает своё место. И хотя орнамент стены повторяется, каждый гранитный блок уникален, имеет фаску, свой размер и количество граней. Некоторые блоки, в угоду задумки далёкого художника, имеют псевдошвы для большей гармонии художественного полотна. Да. Чуть не упустил. Разумеется, что блоки скреплены между собой без раствора, собственно, как это принято у крепостных крестьян. 😊
Задайтесь вопросом. Что делает в этом техническом сооружении это произведение искусства? Или его использовали просто потому, что оно было? Кто же её делал и для чего? По этой стене нет вообще никакой информации, а между тем весь мир ездит в Мачу-Пикчу, город древней Америки, находящийся на территории современного Перу, посмотреть на «тамошнюю» полигональную кладку стен, которая в сотни раз скромнее по рисунку.
Переместимся ещё в одно место Кронштадта. Перекрёсток Кронштадтского шоссе и улицы Зосимова. Там, начиная от шоссе, прячась сквозь дома, дворы, гаражи и сарайки тянется настоящая крепостная стена. К сегодняшнему дню её сохранилось метров триста. Высота, около четырёх метров, думаю, что не меньшая часть находится под землёй и пересекала она когда-то весь остров поперёк, не менее полутора километров! Следы её можно найти и сегодня во многих местах.
Зачем же строили её таким способом, это же адский труд. Вы представляете масштабы этой работы? Найти, отобрать, привезти, обработать и сложить уникальным способом строго по месту! Каждый гранитный валун в несколько тонн весом! Кто это делал? Крестьяне? Солдаты?
Я задаю себе вопрос. Почему от нас это скрывают? По незнанию или из-за лени? Нерадивости? Или умышленно, с неким историческим умыслом? Тогда каким? Не понятно. Смысла в этом не много. Но вернёмся к нашей истории.
Смотрю, что количество текста подбирается к критическому, это значит, что надо опять прерывать свой рассказ, а мы так и не успели поговорить о знаменитых кронштадтских фортах, в обустройстве которых так же не мало «петровских чудес».
Планировал в четвёртом своём очерке как бы финализировать весь объём информации, которую вам предоставил. Подумаю. Может всё же пристегну ещё и рассказ про форты. А пока всем, кто дочитал до этого места, огромное спасибо. Не болейте! И не скучайте дома!)
Продолжение статей «Санкт-Петербург. «Окно в Европу». Почему не дверь?» и «Санкт-Петербург. Выборг. Парк Монрепо».