Найти тему
Владимир Кононов

Санкт-Петербург. Кто строил Кронштадт?

Фото: В.Кононов
Фото: В.Кононов

Продолжение статей «Санкт-Петербург. «Окно в Европу». Почему не дверь?» и «Санкт-Петербург. Выборг. Парк Монрепо».

Сегодня поговорим о Кронштадте, городе воинской славы, городе – крепости, городе – острове, окружённом системой знаменитых кронштадтских фортов, вся суть которых была направлена только на одно, защита Санкт-Петербурга с моря. Плюс морской порт.

Как утверждают историки, первым делом, в этих местах, Пётр заложил крепость Кроншлот, а уж затем, строя крепость и обживая соседний остров, постепенно, появился Кронштадт.

С немецкого Кронштадт переводится как «Коронный город». Здесь герб украшает каменная корона и якоря, центр герба разделён на две части. Справа сторожевая башня с короной – символ защиты короны (столицы) и чёрный котёл слева, чуть ниже цифры, 1704 – год когда город был заложен.
С немецкого Кронштадт переводится как «Коронный город». Здесь герб украшает каменная корона и якоря, центр герба разделён на две части. Справа сторожевая башня с короной – символ защиты короны (столицы) и чёрный котёл слева, чуть ниже цифры, 1704 – год когда город был заложен.

Город расположен на острове Котлин и фактически занимает собой половину территории. С названием острова связанна странная история. Дескать, когда Пётр высадился на остров со своим десантом, шведы, которые несли караул и дежурили у костра бежали, оставив только закопчённый котёл над огнём. Вот от этого котла и появилось название. Он же присутствует и на гербе города.

Вообще, история с котлом, для меня лично выглядит несколько натянутой. На большинстве морских и топографических картах XIX века, остров Котлин назван как остров Котной, что мало похоже на котелок, согласитесь.)

Петровский парк с видом на Петровскую пристань. Фото: В.Кононов
Петровский парк с видом на Петровскую пристань. Фото: В.Кононов

Для туристов, основной достопримечательностью Кронштадта, пожалуй, является Морской Собор святителя Николая Чудотворца, расположенный в центре города и заново отстроен к 2013 году, своему столетию. (В хорошую, солнечную погоду купол собора хорошо виден и с правой, и левой сторон Финского залива). Петровский парк и Петровская пристань, а особо любознательным вскользь покажут Доковый бассейн петровских времён. Нас же с вами интересует вся система петровских доков и некоторые артефакты, о которых экскурсоводы умалчивают или просто не знают.

Морской Собор святителя Николая Чудотворца. Фото: В.Кононов
Морской Собор святителя Николая Чудотворца. Фото: В.Кононов

И так, технические чудеса эпохи Петра.

После поездки в Европу, где Пётр Первый изучал систему английских и голландских доков, решает строить нечто подобное в Кронштадте. В связи с этим в 1719 году издаёт указ о начале строительства. Обратите внимание. В это же время безостановочно строится Санкт-Петербург и закладывается Петергоф со своими фонтами! Не многовато ли проектов для возведения их с ноля фактически одновременно?

Часть канала системы петровских доков. Фото: В.Кононов
Часть канала системы петровских доков. Фото: В.Кононов

Я опускаю подробности сколько для этих целей было согнано трудового люда, солдат для бдения, что б те не отлынивали, кормить их всех и лечить от болезней. Историки утверждают, что только для постройки системы доков, было поставлено три тысячи рабочих. Видимо мужиков на всё хватало. Канал открыли в 1752 году, спустя четверть века после смерти Петра. И это уникальное гидротехническое сооружение протянулось более чем на два километра! В нём одновременно могли ремонтироваться до 10-ти больших судов! Для середины XVIII века немыслимое достижение!

Доки в крест-канале.
Доки в крест-канале.

Парадокс в том, что в Европе из ремонтного дока вода откачивалась более двух недель, в доках Кронштадта, чуть более суток! Интересно, чему учился Петр, если подобных технологий там просто не существовало. А теперь чуть детальнее рассмотрим это уникальное гидротехническое сооружение.

Как вы понимаете это далеко не единственный артефакт, который не укладывается в общую концепцию строительства Петром Первым системы доков с ноля на пустом месте, а значит и самого Кронштадта, а значит и Санкт-Петербурга, где подобных артефактов присутствует в достатке. Но следуем далее.. .

Переместимся к рукотворному, «сделанному руками крепостных крестьян», Доковому бассейну. Весь бассейн замощен булыжником. Гранитным булыжником. В углу бассейна ветряная насосная мельница петровского времени. Её не реставрировали.

Насосная мельница в приближении и фрагмент стены о которой пойдёт речь ниже.
Насосная мельница в приближении и фрагмент стены о которой пойдёт речь ниже.

А теперь обратите внимание на часть стены у этой мельницы, приспособленной к конструкции бассейна. Эта стена из гранита, блоки которой выполнены очень сложным рисунком. Это так называемая полигональная кладка. Здесь каждый каменный блок занимает своё место. И хотя орнамент стены повторяется, каждый гранитный блок уникален, имеет фаску, свой размер и количество граней. Некоторые блоки, в угоду задумки далёкого художника, имеют псевдошвы для большей гармонии художественного полотна. Да. Чуть не упустил. Разумеется, что блоки скреплены между собой без раствора, собственно, как это принято у крепостных крестьян. 😊

Задайтесь вопросом. Что делает в этом техническом сооружении это произведение искусства? Или его использовали просто потому, что оно было? Кто же её делал и для чего? По этой стене нет вообще никакой информации, а между тем весь мир ездит в Мачу-Пикчу, город древней Америки, находящийся на территории современного Перу, посмотреть на «тамошнюю» полигональную кладку стен, которая в сотни раз скромнее по рисунку.

Полигональная кладка в Мачу-Пикчу.
Полигональная кладка в Мачу-Пикчу.

Переместимся ещё в одно место Кронштадта. Перекрёсток Кронштадтского шоссе и улицы Зосимова. Там, начиная от шоссе, прячась сквозь дома, дворы, гаражи и сарайки тянется настоящая крепостная стена. К сегодняшнему дню её сохранилось метров триста. Высота, около четырёх метров, думаю, что не меньшая часть находится под землёй и пересекала она когда-то весь остров поперёк, не менее полутора километров! Следы её можно найти и сегодня во многих местах.

Фрагмент стены вдоль улицы Зосимова.
Фрагмент стены вдоль улицы Зосимова.

Зачем же строили её таким способом, это же адский труд. Вы представляете масштабы этой работы? Найти, отобрать, привезти, обработать и сложить уникальным способом строго по месту! Каждый гранитный валун в несколько тонн весом! Кто это делал? Крестьяне? Солдаты?

Чем-то похож на рыбью чешую, только вот каждый блок размером с дверь от сарая и весом пять-шесть тонн. Правда в этом случае хорошо видны следы от свёрл. Кстати, а они были в 1704 году?
Чем-то похож на рыбью чешую, только вот каждый блок размером с дверь от сарая и весом пять-шесть тонн. Правда в этом случае хорошо видны следы от свёрл. Кстати, а они были в 1704 году?

Я задаю себе вопрос. Почему от нас это скрывают? По незнанию или из-за лени? Нерадивости? Или умышленно, с неким историческим умыслом? Тогда каким? Не понятно. Смысла в этом не много. Но вернёмся к нашей истории.

Рукотворный овраг глубиной до девяти метров. Длинной 400 метров. Тоже входит в петровскую доковую систему. Через него переброшен пешеходный Макаровский мост в честь имени адмирала Макарова.
Рукотворный овраг глубиной до девяти метров. Длинной 400 метров. Тоже входит в петровскую доковую систему. Через него переброшен пешеходный Макаровский мост в честь имени адмирала Макарова.

Смотрю, что количество текста подбирается к критическому, это значит, что надо опять прерывать свой рассказ, а мы так и не успели поговорить о знаменитых кронштадтских фортах, в обустройстве которых так же не мало «петровских чудес».

А вот такой "брусчаткой", выложена часть Коммунистической улицы в Кронштадте. ))
А вот такой "брусчаткой", выложена часть Коммунистической улицы в Кронштадте. ))

Планировал в четвёртом своём очерке как бы финализировать весь объём информации, которую вам предоставил. Подумаю. Может всё же пристегну ещё и рассказ про форты. А пока всем, кто дочитал до этого места, огромное спасибо. Не болейте! И не скучайте дома!)

>>>Читать дальше <<<

Продолжение статей «Санкт-Петербург. «Окно в Европу». Почему не дверь?» и «Санкт-Петербург. Выборг. Парк Монрепо».