Найти тему

У Анюты третий диагноз - ОНР. Что это такое?

Оглавление

Помимо задержки психического развития (ЗПР), синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у Анюты есть еще один диагноз, речевой - ОНР, что означает общее недоразвитие речи. Это когда все стороны речевого развития находятся в таком упадке, что хуже уже, наверное, и не придумаешь. Слух при этом бывает в полной норме. Я говорю о лексической, грамматической и фонетической сторонах развития нашей речи.

Лексические нарушения при ОНР

Лексические нарушения выражаются в том, что ребенок хуже понимает значения слов, слабо запоминает их, ему тяжело даются понятия синонимии, антономии, омонимии и прочих особенностей нашей лексики. По сути, у него, если говорить простым языком, в разы хуже идет набор новых слов, как пассивных, которые известны, но не используются в разговорной речи, так и активных, которые ребенок использует при общении.

Думаю, многие слышали, что есть пассивный и активный словарь. Пассивный у нас в голове, а активный - на языке. Разрыв между объемами этих словарей у ребенка с ОНР может быть огромный. Если вы просите его назвать предметы на картинке, он может вполне их знать, но не называть.

Такие детки часто слишком сужают или расширяют значение слов, например, кекс, пирог, ватрушка могут обозначаться у них как "торт", т.е. узкое понятие расширяется. Им сложнее дифференцировать понятия "часть-целое" (лист - дерево), "отношение подобий" и "ассоциаций" (подобие: синий-зеленый; ассоциации: кошка - шерсть), одного родового поля (рот - губы, ресницы - брови, пантера - ягуар).

Могут встречаться даже замены существительных глаголами и наоборот. С Аней бывали ситуации, когда она забывала название предмета, но знала, для чего он.

- "Аня, что это такое?" - показываю ей на хлеб.

- "Чтобы есть" - отвечает Аня, забыв слово "хлеб".

- "Аня, что нужно делать с супом?" - жду от нее слово "есть".

- "Ложка" - отвечает дочка, заменив слово "есть" на "ложка", т.к. они близки по принадлежности к одному семантическому полю.

Семантическое поле - это единое смысловое поле, в которое входит множество разных слов, близких по значению к одной теме. Например, лексическая тема "Еда" включает в себя не только названия продуктов (масло, молоко, крупа, мясо), но и названия блюд из них (каша, суп, салат, котлета), а также способы действия для их приготовления (варить, жарить, резать, парить, запекать), и даже названия столовых предметов, куханной утвари, бытовых приборов и т.д. Это все - одно семантическое поле, максимально раскрывающее нам широкий смысл заданной лексической темы.

Обычный ребенок быстро в процессе развития речи улавливает разницу между понятийным значением разных слов и их принадлежности к одному или разным семантическим полям. Например, пара "дорога - улица" принадлежит к одному семантическому полю, но их понятийные значения различны. Они обозначают разные вещи, находясь при этом в тесной связи друг с другом. Дети с ОНР этого попросту не чувствуют!!!

Большая проблема встречается с глаголами. Их чаще всего заменяют похожими по внешнему признаку действия или ситуации (рисует - пишет, вяжет - шьет, бежит - прыгает, летит - едет и т.д.). Вообще, глаголы усваиваются хуже. При ОНР дети долго могут говорить отдельными существительными, прилагательными или фразами из сущ + прил.

Местоимения, наречия, союзы, междометия, предлоги входят в обиход тяжело и достаточно поздно. Анюта до сих пор имеет сложности с личными (я, он, мы, она, они, ты, вы, оно), притяжательными (мое, твое, его, их и т.д.) и указательными (тот, та, этот, такой, такие и т.д.) местоимениями. В то же время предлоги, конкретно у Ани, вошли в речь быстро. У нее есть нарушения пространственной ориентировки, но использование наглядности (картинок, рисунков, фотографий, реальных предметов) в работе с ней дали результат. Она соотнесла предлоги с расположением предметов в пространстве вокруг нее. Не без ошибок, но мы победили их, в смысле предлоги)))

Слабые тематические ассоциации не дают расти словарному запасу. При тяжелых случаях ОНР некоторые детки не могут соотносить образ предмета и слово, обозначающее его. У них слабо идет интеграция слова в речь, где нужно связать несколько понятий и формировать фразы, а затем и предложения.

Лучше усваиваются существительные, глаголы и прилагательные бытового характера, т.е. те, которые встречаются в повседневной жизни ребенка. Он учится понимать их в контексте взаимодействия и деятельности. Но по времени усвоение растянуто. Отставание от нормальных сверстников большое, с разрывом до нескольких лет.

Часто у таких ребятишек ослаблен познавательный интерес. Сложно сказать, что изначально причина, а что - следствие. Возможно, слабый познавательный интерес влечет патологическое формирование понятий, но вполне вероятно, что все развивается наоборот.

Анюта занимается лепкой. При ОНР важно определить внимание на развитие мелкой моторики. У таких деток она дефектна. А обе области тесно связаны между собой!
Анюта занимается лепкой. При ОНР важно определить внимание на развитие мелкой моторики. У таких деток она дефектна. А обе области тесно связаны между собой!

Грамматические нарушения при ОНР

Если говорить о грамматических нарушениях, то простыми словами объясню так: ребенок с ОНР не понимает грамматических категорий и норм языка, их использования в речи. Применение окончаний, суффиксов, приставок, склонения существительных/прилагательных, спряжения глаголов, сравнительных степеней наречий для того, чтобы образовать новое слово с иным значением для них - темный лес. Это нарушения на уровне морфологии, т.е. словообразования, словоизменения.

Естественно еще большие трудности вызывает синтаксис, т.е. изменения на уровне построения фраз и предложений.

Часто пропускаются и перестанавливаются второстепенные члены предложения, не образуются сложные предложения (сложносочиненные и сложноподчиненные), не используются деепричастные обороты. Дети с ОНР долго остаются на уровне простых предложения (Черная кошка идет. Я хочу куклу. Дай собачку.). Могут не согласовываться по родам и числам разные части речи (сущ+прил, сущ + числительное).

Слова в словосочетаниях и предложениях взаимодействуют плохо, коряво, с нарушением норм. И даже правильная речевая среда (речь всех людей, участвующих в воспитании ребенка) не влияет на формирование грамотной речи у ребенка. Дело в том, что малыш не анализирует систему грамматических закономерностей автоматически, поэтому не выводит для себя определенных закономерностей. Он учит родной язык, как мы иностранный!

Если с лексикой и ее запоминанием он как-то справляется, то грамматика страдает значительнее, т.к. грамматические формы - это всегда понятия более абстрактные и уловимые на интуитивном уровне, чего так не хватает деткам с общим недоразвитием речи.

Вот примеры Аниного построения предложений в 5-6 лет. Ощущение, что с тобой говорит иностранец (да, акцент тоже присутствует, но это уже фонетическая проблема). Сейчас, конечно, она говорит более грамотно.

- Я хотеть гулять с Лунтик. А потом пришла и кушать.

- Молоко разлило, чтобы кружка пить. (Она имела в виду, что она разлила молоко, потому что хотела его налить в кружку и попить).

- Машинка едет в дом (к дому).

- Я не пойду а лес (в лес), чтобы мишка съесть (потому что мишка съест).

- Вика, дай книгу, с зеленой обложка! (здесь возможны два варианта, чего она хотела сказать, либо "у которой зеленая обложка", либо "с зеленой обложкой").

Аграмматизмы остаются у нас до сих пор! Но в речи уже есть деепричастные обороты, сложноподчиненные предложения, описательные конструкции (который, которая), согласование частей речи по падежам, склонениям, родам, числам и т.д.

Эффект дает в основном заучивание! Заучивание конструкций и их постоянная отработка в речи на занятиях и в быту. Это нудно, порой раздражает, но деваться некуда)))

Фонетические нарушения при ОНР

Не буду долго мучать вас текстом далее))) Фонетические нарушения могут проявляться в разной степени (при нормальном слухе).

  • Ребенок может не вычленять один, два, три звука в потоке речи и словах.
  • Он может не различать несколько звуков и не вычленять их последовательность относительно друг друга.
  • Почти все звуки для него могут звучать как общий фоновый шум, т.е. вашу речь он слышит, но не разделяет на отдельные звуки и фонемы, соответственно, не может их использовать в своей речи и понимать речь вообще.

Что такое фонетико-фонематические нарушения? Это понятие часто встречается в характеристике речи детей с ОНР. А это когда что "коза", что "коса" - один леший, также как "роза" и "роса" или "лиса" с "Лизой". Думаю, вы поняли)))

Речь такого ребенка нечеткая, смазанная, с корявой дикцией. Многие звуки выпадают, заменяются, переставляются. Артикуляция при этом слабая, т.е. ребенок плохо управляет своим речевым аппаратом для воспроизведения звуков. Губы, язык плохо подчиняются, двигаются слабо или слишком напряженно. Ему сложно формировать правильное дыхание и направлять струю воздуха в нужном ритме. С учетом того, что подражать такие ребятишки умеют плохо, ваши многочасовые кривляния перед ним в попытках научить произносить "мааа" потерпят фиаско. Здесь только профподход!

Происходит смешение многих звуков: мягких, твердых, шипящих, свистящих. Кстати, чаще ошибки идут при спонтанном произнесении звуков или слов. В отдельных словах долго происходят перестановки слогов, удвоения, замены (машина - шамина, собака - бабака) и т.д.

Это неудивительно, ведь если дефектных звуков много, слоговая структура будет нарушена в любом случае!

Немного о просодике. Что это? Это темп, тембр, мелодика, громкость, сила, ритмичность, паузация нашего голоса. Эти параметры относятся к фонетической стороне речи, и они тоже дефектны у детей с ОНР! Аня плохо контролирует звучание своего голоса. Иногда кажется, что она чеканит слова или, наоборот, мямлит еле-еле. Порой от ее громкости режет уши, а иной раз ей будто сил не хватает произнести внятнее какое-то слово. Она не управляет осознанно своим голосом настолько, насколько умеют это делать обычные дети!

Более подробные характеристики речи детей с ОНР можно прочесть на моем сайте, посвященном особенным деткам и их мамам. Здесь есть несколько тематических разделов, удобная навигация и даже словарик специфических терминов! Спасибо за внимание)))

Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и комментируйте)))

Читайте также:

Ребенок с ЗПР, общая характеристика

Игровая деятельность детей с ЗПР

Особенности поведения детей с ЗПР

Нарушения зрительно-пространственного гнозиса и праксиса у детей с особенностями развития

ТОП-10 отличий умственной отсталости от ЗПР

Немного позитива о знаках зодиака или Стрелец и Скорпион вместе. Такое возможно?

Как проходит день мамы особенного ребенка

Как мне в Ленте шампиньоны по 559 р за 400 гр продали