В истории человечества можно, наверное, выделить определенное количество событий, которые достаточно сильно повлияли на будущее, изменили многое. Но был один особенный день, который изменил все. Без которого не было бы европейской цивилизации вообще, да и весь мир был бы совсем другим. Это – Пасха – Воскресение Христово.
Страстная седмица
Скоро наступит воскресение, день, в который мы в нынешнем году будем отмечать Пасху. А сейчас идет Страстная седмица, дни самого строгого поста, в которые христиане вспоминают о Тайной вечери и о мучениях Христа – предание на суд, распятие и погребение.
Самый строгий пост предписывается в Великую пятницу – воспоминание о суде, распятии и крестной смерти Спасителя.
В субботу - воспоминание о погребении Иисуса Христа, пребывании Его тела во Гробе, сошествии Его души во ад и возвещении пребывавшим там победы над смертью. Освящение пасхальной еды. В субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.
Но нам сейчас намного проще – мы знаем, что будет воскресенье, что будет Пасха.
А почти две тысячи лет назад этого ведь не знали. Для апостолов несколько последних лет до распятия Христа, наверное, были самыми счастливыми в их жизни. Они постоянно были рядом с Богом, вместе путешествовали по Галилее, и по Самарии, Десятиградию, бывали в пределах Тира, и Сидона, и, конечно, Иерусалима.
Но вряд ли они именно тогда это понимали. Больше того, далеко не все из них действительно верили в то, что находятся рядом с Богом.
А перед тем, как Иисус умер, Его покинули ученики и некоторые даже отреклись от Него. «В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. (Мф.26:55) Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставивши Его, бежали». (Мф.26:56). Ну и все помнят, как Петр трижды отрекся от Него.
Значит, что мы видим? Мы видим, что у некоторых людей была вера (впрочем, не очень сильная), источник их веры уничтожен. Если сейчас разочарованные ученики разойдутся, то не появится христианство. Не будет современной цивилизации.
А они готовы были разойтись. Их ведь больше ничего не связывало. Может, какое-то время они бы продолжали общаться, наверное, помогали бы Матери Христа, Богородице. Никто бы не писал Евангелий, никто бы не вспоминал о Рождестве.
В южной Европе остается многобожие Античности, в центральной и северной – другие языческие верования. Иудаизм, конечно, остается. Ислам – вряд ли появится. Но роль христианства в истории человечества – это другая тема, огромная.
И христианства не было бы, если бы не Воскресение.
Первыми изменились ученики
Итак, ученики Иисуса прекрасно провели последние несколько лет, но Учитель погиб. Можно расходиться по домам? Но мы видим, что именно после Воскресения остаток их жизни радикально изменился. Сейчас они были готовы умереть за свою веру, и многие закончили жизнь мученически.
Есть свидетельства о мученичестве Петра и Павла (в Послании Клемента Римского к Коринфянам), свидетельства о мученичестве Иакова (Иосиф Флафий, Егесипп). То есть – это реальные события, которые подтверждены разными историками.
Но что заставило их отринуть обычные жизненные радости, что мешало им разойтись по домам, жить своими семьями? Что же является причиной такой перемены учеников? Почему они предпочли мученичество обычной жизни? Новый Завет совершенно явно свидетельствует, что именно явления Воскресшего Иисуса стали тем самым событием, который привел учеников от сомнения к истинной вере.
Именно от этого момента начинается христианство. Подумать страшно, что первое пришествие Бога могло остаться незамеченным, если бы его ученики не стали проповедовать христианство, если бы они действительно разошлись по домам.
В те дни, которые сейчас мы называем Страстной седмицей, мир действительно висел на волоске. То есть, конечно, люди бы остались, и жизнь бы продолжалась. Но мы даже и предположить сейчас не можем, какой была бы современность.
Страстная седмица была испытанием веры учеников. Следующие несколько недель будут испытанием для всех, по крайней мере для христиан. Это связано не с Евангелием, а с народными традициями. В пасхальные дни принято дарить подарки, особенно бедным родственникам, и заниматься благотворительностью. Особое внимание издревле уделялось нищим странникам – в народе было поверье, что «от Пасхи до Вознесения странствует по земле Христос с апостолами, испытывая милосердие и доброту каждого».
Сможем ли мы проявить милосердие и доброту эти дни?
Ситуация новых возможностей
Очень трудно проявить милосердие и доброту в тяжелые времена. Но митрополит Волоколамский Иларион обращает внимание на то, что всегда есть не только выход из какой-либо ситуации, но и возможность взглянуть на всё с другой стороны: «Всякая ситуация кризиса – это и ситуация новых возможностей. Сегодня у наших верующих есть уникальная возможность – создавать то, что апостол Павел называл "домашней церковью". Ведь христианская семья – это Церковь в миниатюре.
Иисус Христос сказал: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Он не сказал: "где сто или двести или пятьсот человек соберутся", а сказал: "двое или трое". А где люди чаще всего собираются по двое и трое? В семье. Сейчас самое время задуматься: а часто ли мы молимся вместе со своими близкими, с детьми, с родителями? Ведь во многих семьях день начинается с суеты: дети торопятся в школу, папа и мама на работу, успеть бы поесть, да на автобус не опоздать. И молиться некогда. А вечером все уставшие, хочется и пообщаться, и телевизор посмотреть. Ну вот, вроде как, и опять помолиться некогда, да и в сон клонит».
Домашняя церковь – это то, о чем верующие уже стали забывать, но всегда можно вспомнить забытое. В советское время несколько поколений в нашей стране жили в условиях гонений на Церковь. Но это не мешало им сохранить веру. В 30-е годы большинство храмов было закрыто, во многих городах и селах вообще невозможно было ни в храм прийти, ни причаститься, ни ребенка покрестить. Но и это не помешало сохранить веру. Так длилось долго. Сейчас намного проще. Мы лишь временно оказались в ситуации, когда предписана самоизоляция. И мы вместе можем пройти через это испытание со смирением и спокойствием.
Митрополит Илларион говорит: «Я призываю к радости от самого факта Воскресения Спасителя. Мы не знаем, что будет в пасхальные дни, но верю в то, что даже отсутствие троекратных поцелуев не омрачит пасхальную радость ни духовенства, ни прихожан. Не должно быть сейчас никакого уныния, страха, паники, беспокойства. Надо перестать отчаиваться и надо создавать свои домашние маленькие церкви. Так и переживем эту напасть».
Примите награду
Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников.
Одно из самых проникновенных сочинений о Пасхе - «Огласительное слово на Пасху» Иоанна Златоуста. Оно звучит во всех православных храмах на пасхальной заутрене. В «Огласительном слове» Иоанн Златоуст в торжественной форме воспевает победу Иисуса над адом и смертью, раскрывает смысл и суть Пасхи:
«Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
И. Качан