Найти тему
ВВС Северного флота

Самолеты ВВС Северного флота. Ил-4 (ДБ-3Ф).

Недавно на одном канале я прочитал неплохой обзор "Дальний бомбардировщик ДБ-3 и ДБ-3Ф (Ил-4)" и подумал, что пока не буду писать у себя о нём.

Но вдруг в комментариях к той статье я увидел фразу, касающуюся модификации Ил-4Т: "торпедоносец почти не применялся как я понял".

Эти слова меня так зацепили, что я решил тоже написать про Ил-4 (ДБ-3Ф), так как именно он фактически стал родоначальником минно-торпедной авиации в ВВС Северного флота.

Ил-4 в Североморске. Фото автора, октябрь 2019 года.
Ил-4 в Североморске. Фото автора, октябрь 2019 года.

И как уже повелось в этом цикле - краткая справка по самолету:

Двухмоторный дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (с весны 1942 года сменивший название на Ил-4) был разработан в ОКБ под руководством С.В. Илюшина. Он стал дальнейшим развитием бомбардировщика ДБ-3, получив новый фюзеляж (и кабину штурмана), и серийно выпускался с 1940 года.
Экипаж - четыре человека. Оборонительное вооружение состояло из трех пулеметов (2 ШКАС и 1 УБТ). Номинальная бомбовая нагрузка - 1000 кг (в перегрузе 2500 кг). В варианте торпедоносца самолет мог нести одну торпеду.

На начало Великой Отечественной войны самолетов ДБ-3Ф в составе ВВС Северного флота не было.

Но уже осенью 1941 года с Краснознаменного Балтийского флота прибыли три торпедоносца ДБ-3Ф, а через полгода поступило еще 6 таких-же самолетов из 4-го МТАП ТОФ. Из них в 72-ом САП, к тому времени ставшему уже 2-ым ГвСАП, в марте 1942 года была сформирована эскадрилья торпедоносцев.

Фотограф Евгений Халдей примеряет парашют перед вылетом на съемку на торпедоносце ИЛ-4Т.
Фотограф Евгений Халдей примеряет парашют перед вылетом на съемку на торпедоносце ИЛ-4Т.

Приведу краткую выдержку из истории Гвардейского краснознаменного Печенгского истребительно авиационного полка имени
дважды Героя Советского Союза Бориса Феоктистовича Сафонова.

Переформирование 2-го полка (в марте 1942 года - прим.) прошло сравнительно безболезненно и существенно не отразилось на боевой деятельности вошедших в него подразделений. Но трудности определенные возникали. Столкнулся с ними и сам Сафонов. Смешанный характер состава полка заставил его основательно заняться проблемами боевого применения бомбардировщиков и тактики их действий совместно с истребительной авиацией. Одну из таких проблем составляла отработка использования звеном тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф торпедного и минного оружия. Командира звена тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф Ивана Яковлевича Гарбуза во 2-м гвардейском полку называли отцом североморской торпедоносной авиации. 23 марта 1942 года в полк прибыли шесть ДБ-ЗФ, возглавляемых капитаном Г.Д. Поповичем, из 4-го минно-торпедного авиаполка Тихоокеанского флота. Командование приняло решение о формировании в составе сафоновского полка торпедоносную эскадрилью. Ее возглавил тихоокеанец капитан Г.Д. Попович.

В октябре 1942 года минно-торпедная и бомбардировочная эскадрильи были выведены из состава 2-го гвардейского Краснознаменного смешанного авиаполка имени Б.Ф. Сафонова, и вошли в состав вновь формируемого 24-го минно-торпедного полка. Третья эскадрилья 24-го МТАП формировалась из экипажей 118-го РАП и 35-го МТАП (имевшего на вооружении самолеты Ил-4).

Ил-4 из состава 24-го МТАП.
Ил-4 из состава 24-го МТАП.

К ноябрю 1942 года формирование 24-го минно-торпедного авиационного полка ВВС Северного флота завершилось (одновременно с этим 35-й МТАП был выведен из состава ВВС Северного флота).

Подвоз торпед к торпедоносцу Ил-4. Ваенга, 1942 год.
Подвоз торпед к торпедоносцу Ил-4. Ваенга, 1942 год.

При формировании, 24-й МТАП получил так же несколько ленд-лизовских бомбардировщиков "Хемпден" (о них будет следующая статья), которые пополнили вторую и третью эскадрильи полка.

На 1 января 1943 года в составе полка было 9 самолетов Ил-4

Примечание: так как речь в статье идет про самолет Ил-4, то здесь и дальше указывается количество в полку только этих машин (без учета "Хемпденов" и "Бостонов").

Приказом НК ВМФ № 190 от 31.05.1943 г. 24-й МТАП был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк.

На 1 сентября 1943 года в боевом составе 9-го ГвМТАП осталось всего 5 самолетов Ил-4 (из которых два были неисправны). Но к ноябрю этого же года полк получил пополнение, в том числе 12 новых Ил-4. В дальнейшем, учитывая потери, пополнение полка этим типом самолетов продолжилось.

На 1 января 1945 года в составе полка числился 31 Ил-4.

Ил-4 из состава 9-го ГвМТАП (бывший 24-й МТАП) ВВС СФ, совершивший в 1945 году аварийную посадку в районе села Краснощелье. Управлял самолетом известный летчик-торпедоносец Герой Советского Союза Константин Федорович Шкаруба. Этот Ил-4 был поднят из болота и вывезен в Комсомольск-на-Амуре в 1981 году.
Ил-4 из состава 9-го ГвМТАП (бывший 24-й МТАП) ВВС СФ, совершивший в 1945 году аварийную посадку в районе села Краснощелье. Управлял самолетом известный летчик-торпедоносец Герой Советского Союза Константин Федорович Шкаруба. Этот Ил-4 был поднят из болота и вывезен в Комсомольск-на-Амуре в 1981 году.

Ну, и ни для кого не секрет, что макет самолета Ил-4 из Музея ВВС Северного флота принимал участие в съемках отличного советского фильма про войну - "Торпедоносцы" (1983 года).

Кадр из фильма "Торпедоносцы" (СССР, 1983 год.)
Кадр из фильма "Торпедоносцы" (СССР, 1983 год.)

Кроме торпедоносцев Ил-4, на вооружении минно-торпедной авиации Северного флота были американские многоцелевые ударные самолеты А-20 "Бостон", которым на этом канале (как и "Хемптденам"), будет посвящена отдельная статья.

О боевом применении минно-торпедной авиации на Севере лучше всего прочитать в книге М.Э. Морозова "Торпедоносцы Великой Отечественной. Их звали "Смертниками" (скан главы "Минно-торпедная авиация Северного флота" выложен на моём сайте с разрешения автора книги).

От себя лишь добавлю, что 19 авиаторов-торпедоносцев, воевавших на Севере, в том числе и на Ил-4, были удостоены высокого звания Герой Советского Союза.

  • АСЕЕВ Г.С. - стрелок-радист 9-го ГвМТАП (посмертно);
  • БАДЮК М.М. - старший воздушный стрелок-радист 9-го ГвМТАП;
  • БАЛАШОВ В.П. - командир звена 24-го МТАП;
  • БАШТЫРКОВ А.А. - командир звена 9-го ГвМТАП (посмертно) ;
  • БОРОНИН М.П. - штурман звена 9-го ГвМТАП);
  • ВОЛЫНКИН И.Т. - заместитель командира эскадрильи 36-го МТАП;
  • ГАВРИЛОВ В.Н. - воздушный стрелок-бомбардир 9-го ГвМТАП (посмертно) ;
  • ГАЛКИН П.А. - штурман звена 9-го ГвМТАП;
  • ЗАЙЦЕВ Н.И. - заместитель командира эскадрильи 9-го ГвМТАП;
  • КИСЕЛЁВ В.Н. - заместитель командира эскадрильи 24-го МТАП (посмертно) ;
  • КОЧЕЛАЕВСКИЙ Ю.П. - штурман эскадрильи 9-го ГвМТАП ;
  • МАКАРЕВИЧ С.А. - помощник командира эскадрильи 9-го ГвМТАП;
  • ПИРОГОВ В.В. - заместитель командира эскадрильи 9-го ГвМТАП;
  • ПИСАРЕВ Г.В. - штурман эскадрильи 36-го МТАП;
  • ПОКАЛО М.Ф. - штурман звена 24-го МТАП (посмертно) ;
  • СКНАРЁВ А.И. - штурман 9-го ГвМТАП (посмертно) ;
  • СЫРОМЯТНИКОВ Б.П. - командир 9-го ГвМТАП (посмертно) ;
  • ФРАНЦЕВ Е.И. - летчик 9-го ГвМТАП;
  • ШКАРУБА К.Ф. - заместитель командира эскадрильи 9-го ГвМТАП.
Аллея Героев. Открыта 29 октября 1968 года в пос. Сафоново. На Аллее установлены 53 бюста летчиков-Североморцев - Героев Советского Союза. Автор фото - Сорокин Андрей Александрович.
Аллея Героев. Открыта 29 октября 1968 года в пос. Сафоново. На Аллее установлены 53 бюста летчиков-Североморцев - Героев Советского Союза. Автор фото - Сорокин Андрей Александрович.

При подготовке статьи использованы материалы сайта sk16.ru

И, хочу напомнить, что на этом канале в цикле "Самолеты ВВС Северного флота" уже опубликованы следующие статьи самолетах, бывших в составе ВВС Северного флота:
Самолеты ВВС Северного флота. МБР-2.
Самолеты ВВС Северного флота. ГСТ и "Каталина".
Самолеты ВВС Северного флота. Че-2 (МДР-6).
Самолеты ВВС Северного флота. Пе-2.
Самолеты ВВС Северного флота. КОР-1 и КОР-2. А были ли мальчики?
Самолеты ВВС Северного флота. АНТ-40/СБ/ПС.