Нон-фикшн (англ. Non-fiction букв. "невымысел"
Новое словечко в сфере литературы. Давайте разберёмся, что же это такое, с чем его едят, и почему так модно козырнуть так, между прочим, что нон-фикшн чуть ли не твой любимый жанр.
В данном случае, это совершенно не новое направление, а категория, объединяющая целые пласты литературных течений:
- справочная литература;
- научно-познавательная;
- публицистика;
- документальная хроника;
- эссе;
-....
Можно много-много писать про значение этого слова, но обобщить можно одним словом по-русски, по-простому - НЕПРИДУМАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Все. Все что входит в это понятие -это нон-фикшн. Да-да, биографии и мемуары тоже входят, и описание путешествий, городов, и история создания пороха или завоевания ацтеков. Все остальные подробности и различия уже внутри жанра: например, учебник высшей математики для физ-мата или занимательная физика Перельмана. Наличие фактов - это самое главное отличие данного направления от всего остального.
В своих книгах известные медики рассказывают об устройстве современной медицины, о болезнях, вирусах и бактериях, крупнейшие бизнесмены делятся историями успеха, психологи помогают читателю разобраться в себе.
Ну и ясное дело, сидишь в метро, и почитываешь какой-нибудь дамский детектив или любовный романчик и стыдливо прикрываешь обложку рукой, дабы никто не увидел, что за ахинею ты читаешь. Или держишь в руках книгу про создание и развитие Apple, Toyota, тайм-менеджмент, мульон советов как стать умным, счастливым, богатым и здоровым (остальное-дописать), про какой нибудь "эгоистичный ген" или краткую историю человечества и вселенной, да ты сам обложку повернешь и развернешь таким образом, чтобы люди видели. Потому что это определённый показатель самообразования и самоуважения. Интеллектуальная литература в последние годы набирает популярность.
По версии Forbes в топ продаж книг нон-фикшн в России за 2019 занимают «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона, «Подсознание может все» Джона Кехо , «Сила подсознания, или Как изменить жизнь за 4 недели» Джо Диспензы и книга Юваля Харари "Sapiens. Краткая история человечества".
Литрес упоминает, что продажи книг нон-фикшн уже сравнимы с продажами художественной литературы.
Одной из причин популярности жанра нон-фикшн, особенно касающихся развития человека, я думаю в том, что он обещает надежду. Тайную надежду на быстрое богатство, оздоровление, любовь и пр.... ну, или хотя бы, на руководство к действию, некую инструкцию или алгоритм. Например, читая биографии замечательных людей, понимаешь, что они такие же люди, как и мы, у них были головокружительные взлёты и не менее головокружительные падения. Они делятся своими принципами, значимыми этапами и вехами в своей жизни, поворотными решениями. Чем не руководство к действию?
Лет 10-15 назад из рук в руки в окружающем меня обществе крутились книги Кийосаки, Шарма и Джона Грея "Мужчины с Марса, Женщины с Венеры" (что смогла вспомнить). Их читали даже те люди, которые со школьной (институтской) скамьи не брали книгу в руки. Их дарили, покупали, передавали друг другу. Популярность этих книг зашкаливала.
Каково же было моё безграничное удивление, когда недавно в разговоре с мужем, он упомянул, что читал мужчин с марса. Это человек, который из всей литературы признает только старую добрую классику (до XX века), все остальное "прах и тлен", и не стоит никакого внимания, а тем более уж денег. Даже его в то время захлестнула волна самопознания. Слава Богу, на этом его исследования закончились.
Ну, а остальные факторы популярности жанра нон-фикшн и выбора книги, такие же как и при выборе художественной литературы: интерес к теме, увлекательность сюжета, лёгкость языка, результаты маркетинга. И соотвественно, результаты прочтения аналогичны, можно найти алмаз, а можно и ...не алмаз.
Всем удачи!!
Присоединяйтесь.