Об этом рассуждает Артур Домбровский, гештальт-терапевт, доктор наук.
«Прекрати смотреть в зеркало на себя, смотри на других – и будет тебе счастье».
Любовь к себе самому невозможна, а все попытки любить себя – вредны
Я понимаю, что масса народу сейчас возмутится: как это так, ведь все наши беды от того, что мы не любим себя и портим свою жизнь вечным недовольством собою! Нет. Мы портим свою жизнь как раз тем, что стараемся изо всех сил любить себя.
Любовь – это феномен отношений, и должен быть кто-то вне нас, чтобы мы могли испытывать к нему любовь. Нельзя не только любить, но и уважать себя, злиться на себя, оценивать себя. Для того чтобы испытывать к себе хоть какое-то чувство, нас должно быть двое. Как минимум. Один – тот, кто любит, другой – тот, кто отвечает на эту любовь.
И у нас получается странная картина. Одна часть личности – пассивная – жаждет любви: ну полюби же меня! Другая – активная и назидательно настроенная – угрожает: я могу тебя любить, а могу и не любить. И вы расщепляетесь на две неравноценные половины: первая хочет любит, а хочет не любит и осуждает: «Ты сегодня пьяный, тьфу на тебя, терпеть тебя не могу!» – и вторая, которая старается заслужить любовь и страдает, когда ей в теплом чувстве отказывают.
А нам для счастливой жизни надо быть целостным, единым человеком, без внутреннего конфликта между своими половинами. Нет внутреннего конфликта – нет ненужных страданий.
Мне часто говорят, что человек без внутренних противоречий и конфликтов – как овощ на грядке, довольный, тупой и скучный. А я отвечу: это прекрасно – быть овощем.
Мы употребляем подобное выражение как уничижительное, но если вдуматься, состояние овоща – это гармония: ты знаешь, чего хочешь, ты уверен в себе, твое сознание ясное, мир воспринимается таким, какой он есть. Тебя не мучат «неправильные» желания вроде того, что хорошо бы стать начальником, но стыдно как-то хотеть почета и власти. Тебе – не стыдно, ты идешь к цели без внутреннего конфликта, не грызешь ни себя, ни других, быстрее достигаешь задуманного и больше этому радуешься. Ты – единая личность.
Как только вы начали как-то «относиться» к себе – вы начали распадаться на части, а распад – это всегда смерть. Смерть личности.
Мы вообще-то любим не только людей. Вы любите свою чашку – у вас отношения с чашкой. Вы любите кинофильм, солнечную погоду, шоколад, кота – но вы не чашка, не кинофильм, не солнце, не шоколад и не кот. И только поэтому вы способны все и всех любить. Вы выстроили с ними отношения любви. А могли бы – ненависти: «Терпеть не могу этот черный шоколад!» Или страха: «Боюсь кота, он царапается!» И вас ваша неприязнь к шоколаду и коту не ранит. Они – вне вас, не внутри.
Когда у вас возникает отношение к какой-то части себя, неважно, любите вы ее или ненавидите, она уже не ваша. Вам не нравится ваше нахальство, вы обожаете свой талант. Вы отделяете от себя фрагменты «наглости» и «дарования», они – уже не ваши, что очень похоже на шизофренический психоз, разрушающий личность. У вас возникает множество противоречивых устремлений – частей-то много, вы мучитесь и не знаете, как жить: какой части управление собою доверить. В то время как путь к счастью – это синтез и принятие себя. Вот в чем изюминка в кексе бытия!
Мы изучаем себя, разбираемся со своей личностью, чтобы принять как можно больше ее частей и сложить все в одно целое. Синтез – это жизнь.
Продолжение ЗДЕСЬ, подписывайтесь на наш канал!
Записала Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"