Греческое слово «эпигон» в буквальном переводе означает «потомок». Впоследствии так стали называть не только последующие поколения родственников какого-то человека, но и его последователей, а затем и подражателей. Сейчас в науке и культуре слово эпигон имеет не самое лестное значение. Эпигонами обычно именуют бездарных подражателей чужим творениям, не имеющих собственных идей и своего стиля, слепо копирующих уже созданное кем-то. Или, если речь идёт об учёных, придерживающихся какой-то устаревшей теории.
Однако в античности это слово ещё не означало ничего плохого. Впервые слово эпигон стало нарицательным в конце VII в. до н.э., когда появилась одноимённая поэма. К сожалению, до наших дней дошло лишь несколько её фрагментов. Поэма посвящена продолжению эпического похода, который обычно называют «Семеро против Фив». Сам поход описан в «Фиваиде», в «Эпигонах» речь идёт о событиях, произошедших через 10 лет после его завершения. Сыновья героев первого похода, которых всех скопом и называют эпигонами, отправляются на новую войну против всё тех же Фив.
В поэме все главные участники этого похода перечислены поимённо: Алкмеон (сын Амфиарая), Диомед (сын Тидея), Евриал (сын Мекистея), Промах (сын Парфенопея), Сфенел (сын Капанея), Ферсандр (сын Полиника) и Эгиалей (сын Адраста). Им противостоит Лаодамант, как легко догадаться, тоже сын Этеокла — фиванского царя, с которым воевали отцы эпигонов. Сперва эпигоны отправились просить совета у Дельфийского оракула. В необходимости этого похода они не сомневались, но не могли договориться о том, кому его возглавить. Оракул посоветовал отдать первенство Алкмеону, так эпигоны и поступили.
Разумеется, кроме вожаков, эпигонам нужен был и личный состав. Им стали жители Аргоса. Этот город уже выставлял воинов в предыдущий неудачный поход на Фивы. Что неудивительно, ведь Адраст, его возглавлявший, некогда был аргосским царём. Горожане хотели отомстить за своих павших родственников. И удача действительно улыбнулась эпигонам: в битве они разгромили войско фиванцев, а царь Лаодамант в этом бою погиб. Но сам город захватить не удалось, фиванцы успели в него вернуться и запереть городские ворота.
Но, оставшись без царя, жители Фив оказались в растерянности. Они обратились за советом к знаменитому провидцу Тиресию — тому самому, который открыл царю Эдипу страшную правду о его происхождении. Тиресий посоветовал им отдать город без боя, уйти из него и поселиться в Фессалии (район в северо-восточной части Эллады). Горожане, уже успевшие оценить численность и решительный настрой своего противника, так и поступили. Во исполнение клятвы, данной своим отцам, эпигоны разрушили Фивы, предварительно разграбив их. В благодарность за предсказание этого успеха, часть добычи (включая прорицательницу Манто, дочь Тиресия) они отправили в Дельфы.
После этого все участники похода, кроме Ферсандра, вернулись домой. Ферсандр со своими сторонниками заново отстроил Фивы и стал править возрождённым городом. А жители Аргоса, чтобы увековечить одержанную победу, изготовили статуи эпигонов и поставили их в Дельфийском храме. Об этом походе сочиняли трагедии Эсхил, Софокл, Акций, Астидамант Младший и прочие менее известные античные драматурги. Поэтому в античном мире термин «эпигоны» был, что называется, на слуху. Его стали использовать не только для обозначения участников второго похода против Фив, но и для прочих сыновей, завершающих дело своих отцов.
В частности, эпигонами прозвали сыновей диадохов — наследников Александра Македонского. Эпигоны правили в эллинистическом мире (то есть во всех странах, некогда завоёванных Александром) с 281 г. до н.э. Таким образом, получалась следующая цепочка взаимосвязанных событий: походы Александра, войны диадохов, правление эпигонов. Их эпоха завершилась после 140-й олимпиады (220 г. до н.э.). Этот год считают началом римского периода в истории Греции. Тогда началась война Эллинского союза против Этолийского союза, через два года в войну вступил царь Македонии Филипп V. Этолийцы стали проигрывать и обратились за помощью к римлянам. Так началось вмешательство Рима в разборки между греческими полисами, завершившееся в 146 г. до н.э. полным завоеванием всей Греции и превращением её в очередную римскую провинцию.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев