Лезгинский народ – один из древнейших на Кавказе. Сегодня лезгины проживают на территориях России (юг Дагестана) и Азербайджана (северная часть). Культура лезгинского народа очень богата и интересна.
В лезгинской культуре сохранились домусульманские, языческие, обычаи. Например, по верованиям лезгинов, причиной любой болезни являлся сглаз, поэтому существует обряд посыпания головы больного солью, сопровождаемый чтением молитвы,что способствует очищению и снятию порчи.
Лезгинский народ очень суеверный,что объясняется использованием различного рода оберегов против злых духов. Колючие растения, в свою очередь, отгоняют беду, и должны быть в доме у каждого.
Семейно-бытовой уклад лезгин сравним с большинством кавказских этносов. Отношения в лезгинской семье строятся на взаимоуважении, доброте и заботе. Главой семьи является старший мужчина, который руководит ведением хозяйства. И дети, и взрослые без пререканий должны слушаться его.
В присутствии старших считалось греховным скрещивать на груди руки.
Женщины в лезгинской семье занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Мужчины всегда уважительно относились к женщинам. По законам воспитания их нельзя оскорблять, бить, неприлично выражаться в их присутствии. Кровная месть также не распространялась на женский пол.
Воспитанию детей отводилось важное место. С малых лет ребенок должен был знать историю своего рода, его обычаи и предания. Стремясь сохранить дружественные связи между семьями, лезгины обручали детей в раннем возрасте, даже иногда при рождении. Этот сговор нельзя было нарушить, дабы избежать вражды.
Молодые юноши женились с 20 лет, девушки выходили замуж с 16. Как правило, жених и невеста были из одного села.
В невесте ценились трудолюбие, ум, красота и здоровье. Жених был обязан уметь обеспечивать свою семью.
Свадьба у лезгин длилась трое суток.
В первый день в доме девушки подготавливали приданое, женщины готовили халву, которую отправляли в дом жениха, где тоже собирались родственники обсудить проведение свадьбы.
На вторые сутки в доме молодого человека с утра до вечера играли музыканты и танцевали национальный танец–лезгинку.
На третий день в доме будущего мужа собирались родственники, сельчане с подарками для невесты. Ближе к вечеру шли за ней. Впереди музыканты, за ними мужчины, потом женщины с подарками. Подойдя к дому девушки, начинались танцы и песенные состязания между женщинами. Гостям преподносили лучшие угощения. Под музыку после благословения родителей невесту одевали в свадебный наряд, который был подарен семьей жениха. Лицо прикрывал красный платок–символ невинности.
Выкуп (баран или серебряный рубль) платили брату матери, будущую жену усаживали в повозку (арбу). Рядом с ней садились две женщины: одна с зажженной лампой в руках, олицетворявшей счастливую жизнь новобрачных, другая с зеркалом–символом чистоты.
Встречали невесту лезгинкой, песнями, мужчины палили из ружей. Родственница жениха осыпала невесту монетами, орехами и пшеницей. У порога свекровь давала невесте ложечку меда, чтобы установить «сладкие» отношения.
Затем ее провожали в специальную комнату (тав) и усаживали к ней на коленки мальчиков,чтобы в будущем появился сын, а невеста одаривала их шерстяными носками. Свадьба заканчивалась после танцев до вечера.
Через некоторое время после свадьбы интересовались, беременна ли девушка. К рождению мальчика и девочки лезгины относились по-разному.
Весть о сыне– продолжателе рода– воспринимали с радостью. Девочка– это хранительница чужого очага, поэтому вторую или третью дочку называли Бесханум («хватит девочек»).
Имя ребенку выбирали до его рождения, обсуждали в семье. Обычно называли в честь умерших предков. Считалось правильным поменять имя ребенку, если он часто болел, чтобы обмануть злых духов. По случаю рождения малыша лезгинские семьи устраивали праздник и готовили хешил - кашу из пшеничной муки и исиду (халву).
Для лезгинского народа было важно соблюдать традиции взаимопомощи и коллективного труда (мел). Родственники, соседи, сельчане спешили на помощь при строительстве дома, уборке урожая, изготовлении ковров. Мел обычно сопровождался песнями и танцами. Лезгинские семьи всегда могли рассчитывать на помощь в трудный момент.
Существенное место в культуре лезгин и в наши дни занимает следование обычаям гостеприимства. Унижением для семьи считался отказ гостю. Гостевая комната всегда содержала лучшие ковры, постельное белье и предметы мебели.
Когда приходил гость, его усаживали на почетное место, рядом садились мужчины, а женщины уходили готовить угощения, которые потом заносили молодые парни. Если гостю требовалась помощь, хозяева и их родственники считали своим долгом выручить его и даже защитить от врагов. Гость должен был следовать четким правилам: вести себя прилично, скромно, не засматриваться на женщин дома, не заходить в дом, если не было хозяина или старших женщин.
Нередко отношения между хозяином дома и гостем перерастали в куначество, которое передавалось по наследству. Двое мужчин из разных родов становились близкими друзьями, верными, как родные братья. Кунаки участвовали в важных семейных событиях друг друга.
Многие традиции почитаются лезгинами и в наше время.