О CRM-системах сегодня слышали все, кто более-менее серьёзно относится к своему бизнесу и желает его автоматизировать. Как показывает статистика, более 20% предпринимателей начинают использовать данные программные продукты уже в первые пару лет после открытия компании. И ещё 65% делают это в течение пяти лет. Оно и логично, число клиентов и продаж растёт, уследить за всем, пользуясь обычным Excel, становится просто нереально.
Но в мире сегодня существуют десятки самых разных систем и количество их продолжает постоянно увеличиваться. И разобраться среди этого многообразия бывает порой ой как непросто. Выбор системы подчас превращается в головоломную задачу для бизнесмена, которому требуется разобраться в десятках самых разных решений, прежде чем выбрать, какое из них ему более всего подходит. Но для чего нужно такое количество и почему бы разработчикам не создать одну универсальную CRM?
Ответ на этот вопрос состоит в том, что потребности и подходы у бизнесов самые разные и создание системы, которая одинаково хорошо подходила бы, например, для медицинского учреждения и интернет-магазина, просто нереально. Кому-то важна операционная деятельность, когда на первый план выходит взаимодействие с клиентами, а кому-то аналитическая, когда система помогает проводить углублённый анализ продаж.
И хотя последнее время стали появляться CRM-системы, разработчики которых позиционируют свои решения как универсальные, способные совмещаться в себе как операционную, так и аналитическую деятельность, на практике же получается система, просто имеющая дополнительные возможности, настоящей универсальностью тут и не пахнет.
Проведя аналогию, скажем так – невозможно создать автомобиль, который подходил бы для перевозки грузов и для участия в гонках. Хочется того или нет, но придётся проектировать две отдельные модели. Они могут быть похожи внешне, у них будут сиденья, спидометр и рулевое колесо, но назначение всё равно будет отличаться.
Не удивительно, что многие крупные компании специально создают CRM под собственные нужды. Это дорогое удовольствие, но зато вы получаете то, что будет «заточено» под запросы компании. К тому же в будущем, если потребуется дополнительная функциональность, всегда можно снова напрячь разработчиков.
У малого бизнеса такой возможности нет. Поэтому единственный способ найти нужную систему – это потратить время на то, чтобы расписать, какие именно возможности вам нужны. И не полениться расспросить сотрудников из разных отделов. При этом хорошо бы не ограничиваться только настоящим, а немного забежать вперёд, подумать какие требования у вас могут появиться через несколько лет.
Создатели систем всегда дают возможность протестировать их творение. Так что если система кажется вам интересной, то не упускайте эту возможность. Помните, что сменить CRM через несколько лет использования – это очень непростая задача, которая может потребовать много времени и усилий. Лучше постараться сделать так, чтобы потом не пожалеть о выборе.
Но, к сожалению, идеальный выбор сделать всё равно невозможно. Какую системы бы вы ни выбрали, всё равно в дальнейшем будут возникать вопросы. К счастью, некоторые из них решаются достаточно легко. Например, если по прошествии пары лет оказалось, что вам не хватает интеграции с каким-либо сторонним продуктом, то это можно исправить при помощи онлайн-коннектора приложений Apix-Drive. Например, у вашей CRM отсутствует интеграция с Telegram, но вам неожиданно понадобился такой механизм? Вопрос решается в несколько кликов мышью.