Найти тему

Как я стал экстерном

Фото Автора
Фото Автора
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Эта история о том, как я, получил среднее военное образование, в высшем военном училище, уже, в звании старшего лейтенанта, имея, за спиной, высшее инженерное образование и пять лет службы на офицерских должностях.

В 1971 году, сразу после окончания УЭМИИТа, в котором была военная кафедра, меня и ещё 8 выпускников института призвали на срочную военную службу в органы ВОСО МО СССР. Военные Сообщения (ВОСО) – представительство Министерства Обороны на транспорте. После двух лет успешной службы, я подал рапорт, и, Приказом Министра Обороны, был зачислен в кадры Вооруженных Сил СССР. На пятом году моей службы, в Штаб военного округа, из Министерства Обороны пришла разнарядка, предписывающая направить на обучение офицеров, призванных из запаса, не имеющих военного образования, в военное училище, для сдачи экзаменов по полному курсу среднего военного училища, экстерном.

В то время, Ленинградское училище железнодорожных войск и Военных Сообщений уже стало высшим. Для офицеров, не имеющих военного образования, был организован экстернат по программе среднего училища. О том, что есть возможность, по программе военного училища сдать экзамены экстерном, и получить диплом военного училища, мне сообщил мой непосредственный начальник. Он предложил мне изъявить желание, написать рапорт и поехать на экстернат. Я, взял время, подумать. На пятом году службы я уже решил, что неплохо было бы поступить в Военную академию, получить высшее военное образование. Я начал выяснять, могу ли я поступать в военную академию, не имея диплома военного училища. Наш кадровик сказал, что обучение на военной кафедре, однозначно, приравнивается к среднему военному образованию, училище при этом заканчивать необязательно.

После получения этой информации, я, с чувством исполненного долга, от поездки на экстернат отказался. Но, на этом, история с экстернатом не закончилась. Через какое-то время, когда я уже побывал в отпуске, про экстернат успел напрочь забыть, вдруг, меня вызывает начальник, и объявляет мне, что, я должен написать рапорт, с просьбой, направить меня на экстернат. Я удивился, объяснил начальнику, что я уже отказался. Но, тут я узнал, что, пришедшая в военный округ разнарядка имеет статус распоряжения, обязательного к исполнению, и, что моего желания не спрашивают, уже отобраны два прапорщика и несколько офицеров, в том числе и я.

В апреле 1976 года, я, собрав походный чемодан, отправился в Ленинград, затем, на остановочный пункт «131- й километр» железнодорожной линии Ленинград – Луга, где находился летний лагерь Ленинградского высшего училища железнодорожных войск и Военных Сообщений. Поселили нас, группу офицеров и прапорщиков, в небольшой казарме. Нам предстояло сдать 27 экзаменов и зачётов по программе среднего военного училища, и 4 госэкзамена. Мне, в числе нескольких офицеров, выпускников МИИТа, ЛИИЖТа, УЭМИИТа, БелИИЖТа, перезачли из моего институтского диплома 12 экзаменов, которые я всё равно тоже сдавал.

Эта непрерывная сессия продолжалась почти три месяца. Мы жили в казарме, питались в курсантской столовой, готовили в ней, как попало, для примера, могу сказать, что, после компота или киселя, которые нам давали в столовой, простую холодную воду мы пили с большим удовольствием. Экзамены проходили с интервалом каждые 2-3 дня, перед экзаменом проводили консультации преподаватели, которые на следующий день принимали экзамены. В дни, когда не было экзаменов, нам разрешалось по два, три человека ездить на электричке в Лугу, целью поездки были: посещение бани, парикмахерской, переговорного пункта, сберкассы.

Экзамены, как правило, не являлись большой проблемой, учитывая 5-летний студенческий опыт, у значительной части офицеров. Но, среди нас было три прапорщика и один мичман, которые не имели ни института, ни техникума в своей биографии. Для них идти на экзамен по высшей математике, технической механике, электротехнике и основам электроники было, то ещё, испытание. Мне и некоторым другим офицерам, которые ещё помнили что-то из программы института, пришлось, в порядке оказания помощи товарищам по оружию, облачаться в форму прапорщика и сдавать экзамены, которые нам перезачли.

Забавный случай был со мной, при сдаче высшей математики. Накануне экзамена, преподаватель проводил консультацию, и рассказывал, какие задачи нам предстоит решать. Я пришел на консультацию в форме прапорщика, чтобы иметь представление, о чём будут спрашивать. Преподаватель рассказывал о пересечении кривых второго порядка и спросил: «Понятно?». И, я в полной тишине, совершенно непроизвольно, сказал: «Понятно!». Потом преподаватель рассказывал содержание других задач, задавал тот же вопрос и получал в полной тишине тот же ответ, после которого, он начал на меня посматривать. Как оказалось, нам хорошо преподавали математику в институте, я один из немногих на своём курсе сдал её на «отлично» и кое-что помнил, хотя, прошло десять лет после этого экзамена, на первом курсе института.

На экзамене, я получил билет и начал последовательно решать задачи. Не прошло и полчаса, как преподаватель, проходя мимо меня, вдруг остановился, и говорит: «Вам пора сдавать, я что-то про вас помню после вчерашней консультации». Я отвечаю, что еще не всё решил в билете. Тогда, он обвёл последний вопрос в билете, это было дифференциальное уравнение, и спросил: «Это вы тоже решите?». Я ответил: «Мне нужна таблица интегралов, и я попробую». Он посадил меня рядом к столу экзаменатора, дал таблицу интегралов и следил за моим решением. Когда я немного споткнулся, оказал небольшую помощь, и я справился. Дальше, начался диалог, похожий на допрос.

Преподаватель: «Откуда вы это знаете?». Я: «В институте учился». Преподаватель: «Закончили?». Я: «Нет, пнули со второго курса». Преподаватель: «За что пнули?». Я, замялся : «По семейным ушел». Преподаватель (шепотом): «Скажи, за что, я никому не скажу». Взял зачетку, поставил «4». Я вышел с зачеткой из аудитории. Только после того, как я вышел, он сказал: «Мне кажется, это не он». Тут все загудели: «Он, он, мы его все знаем!!!». Когда мне об этом рассказали, я решил, что преподаватель догадался о подставе, но не стал меня разоблачать, поэтому не сказал при мне. Сергей, прапорщик, за которого я сдавал, огорчился из-за четверки, сказал, что это неправдоподобно, он и четвёрка по высшей математике. Я его успокоил тем, что, в эту ведомость, при дипломе, редко кто заглядывает.

Все офицеры и прапорщики, приехавшие на экстернат, сдали экзамены, потом госэкзамены и получили свои дипломы об окончании высшего военного училища по программе среднего, за исключением одного офицера, отчисленного за дисциплинарный проступок.

Диплом этот мне, можно сказать, не пригодился, но я вспоминаю это время с удовольствием. Это, в некотором смысле, приключение, случилось, когда я ещё был молод, полон сил и энергии, и многое ещё было впереди. Но это, уже совсем другая история.

На этом я, пока, своё повествование прерываю. Вам надо от меня отдохнуть, а мне надо собраться с мыслями.

До следующих встреч, мои внимательные читатели.

Фото из доступных источников
Фото из доступных источников

Если вам понравилось, ставьте «лайк», пишите комментарии, задавайте вопросы, подписывайтесь на мой канал.