Пентагон объявил о возобновлении работ по созданию новой боевой машины пехоты (БМП) по программе OMFV (Optionally Manned Fighting Vehicle). Машина должна заменить БМП американской армии Bradley M2/М3. Главной задачей при реализации программы определяется повышение выживаемости новой БМП.
К 2025 году должен быть подготовлен прототип OMFV. Потом планируется проведение испытаний, которые должны закончить к концу 2027 года, а с 2028 – запустить бронемашины в серийное производство.
Это уже третья попытка замены старого, но надежного
Bradley. Кто займется ее реализацией неясно. В прошлом году из тендера по OMFV выбыли трое из четырех участников. Остался только консорциум Rheinmetall & Raytheon с БМП Lynx 41.
Но как бы там ни было, требования Пентагона остаются стандартными — мощная защита, повышенная огневая мощь и высокая мобильность. Но вес не должен превышать вес нынешних M2 Bradley.
Гусеницы против колес
В то время как многие современные армии захватила повальная мода массового перехода на легкую колесную бронетехнику и избавления от гусеничных платформ, ряд военных ведомств продолжают поддерживать относительно сбалансированный парк гусеничных и колесных боевых машин.
Нынешнее поколение зарубежных БМП вооружено башенным модулем со стабилизированной автоматической пушкой (калибр 25–40 мм) с автоматизированной системой управления огнем и круглосуточной системой наблюдения. Машины оснащаются многофункциональным комплексом оптико-электронного подавления, включающим датчики обнаружения лазерного облучения и средства постановки помех для противотанковых ракетных комплексов противника.
Автоматическая трансмиссия, подвеска обычно торсионная, хотя наблюдается общая тенденция перехода к гидропневматической, которая занимает меньше места (ее легче заменить в полевых условиях), стабилизирует боевой модуль. В будущем многие компании-производители планируют перейти на активные подвески.
Гусеницы остаются стальными с обрезиненной внутренней беговой дорожкой. Однако некоторые машины серийно оснащаются резиновыми гусеничными траками. Например, Bronco сингапурской компании Singapore Technologies Kinetics (STK) и гусеничные бронетранспортеры Bv206 и BvS10 британской BAE Systems. Это снижает вес машины, уменьшает вибрацию и акустическую сигнатуру. BAE Systems также в качестве эксперимента оснастила ими более тяжелую боевую машину пехоты CV90. Канадские, норвежские и датские войска в Афганистане оборудовали резиновыми траками свои старые гусеничные бронетранспортеры М113.
Некоторые платформы имели бортовые бойницы для ведения огня десантом, как у российской БМП-3, но эту особенность конструкции убирали в обмен на усиление бронирования машины, что произошло, например, с немецкой Marder 1 и американской Bradley M2/M3. Кроме этого, в обмен на более мощную броню многие компании начали отказываться и от плавучести своих машин, как в случае с французскими БМП AMX-10P.
Несмотря на серьезные преимущества колесных бронетранспортеров и бронемашин в высокой мобильности и менее затратном жизненном цикле, у гусеничных БМП есть неоспоримые достоинства при действии в условиях полнейшего бездорожья, что так актуально для российских просторов. Как и колесные собратья, зарубежные БМП развиваются по трем ключевым направлениям — усиление бронезащиты, повышение мобильности-проходимости и огневой мощи.
Российские машины
В линейке машин, создаваемых на базе унифицированной гусеничной платформы «Курганец-25» (разработчик – Специальное конструкторское бюро машиностроения ОАО «Курганский машиностроительный завод») центральное место занимает БМП-11 (объект 695).
Переднее расположение моторно-трансмиссионного отсека, экипаж (три человека) и десант (8 бойцов) находятся в отдельной бронекапсуле, изолированной от вооружения и боеприпасов. Вес – 26 тонн. Оснащена дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем «Бумеранг-БМ» – 30-мм автоматическая пушка 2А42 с селективным боепитанием, 7,62-мм пулемёт ПКТМ, две сдвоенные пусковые установки ПТРК «Корнет». Бронирование – динамическая защита "Кактус" и активная защита "Афганит".
Конструктивная слабость – высокий силуэт, что делает машину легкой целью для гранатометчика или оператора ОТРК. Вообще, низкий силуэт – традиционно сильная характеристика советской бронетехники. Серийные поставки «Курганца» в войска все еще под вопросом.
Боевая машина пехоты БМП-3 с мощным комбинированным комплексом вооружений (100-мм орудие — пусковая установка 2А70, 30-мм автоматическая пушка 2А42, 7,62-мм пулемет ПКТ) остается в строю. Модификация БМП-3М «Драгун» имеет современную компоновку. Моторно-трансмиссионное отделение перенесено вперёд, десантирование производится через аппарель. В российской армии и Росгвардии также несколько тысяч единиц заслуженной БМП-2.
Зарубежные аналоги
Компания BAE Systems построила для британской армии более тысячи боевых машин пехоты Warrior (вес – до 28 тонн в зависимости от комплектации). Компания Lockheed Martin взялась за глубокую модернизацию машины, ресурс 449 единиц продлевается до 2040 года. Помимо замены всей электронной базы машины получат новые стабилизированные 40-мм пушки CTAS вместо старых 25-мм М242, новую броню и обновленные элементы для крепления дополнительной защиты.
Боевая машина пехоты Schutzenpanzer Puma была разработана для немецкой армии Project System and Management (PSM) — венчурной компанией концернов Krauss-Maffei Wegmann и Rheinmetall. В 2009 году бундесвер заказал у PSM 405 боевых машин Puma на один миллиард евро, включая всю логистику, тренажеры и обучение экипажей. Основной боевой вес — 31,45 тонны, однако при усиленном бронировании доходит до 42 тонн.
Некоторое количество старых БМП Marder 1A5 (боевой вес — 37 тонн) все еще остаются в строю. С 1971 по 1983 год было произведено более двух тысячи Marder, большинство из них прошли модернизацию до уровня А3. В 2002–2005 годах 74 машины модернизированы до уровня А5, став тяжелее на восемь тонн за счет усиления противоминной защиты.
Французская БМП AMX-10P (разработка компании Atelier de Construction d’lssy-les-Moulineaux) с середины 70-х была основным транспортно-боевым средством французской пехоты, пока ее не начали заменять на тяжелый колесный бронетранспортер VBCI, разработанный совместно компаниями Nexter Systems и Renault. Тем не менее в строю осталось около сотни модернизированных AMX-10P, которые получили усиленное бронирование. Грузинская оборонная промышленность сделала не очень удачную копию AMX-10P под названием «Лазика».
Австрийская Steyr-Daimler-Puch и испанская General Dynamics Santa Barbara Sistemas разработали БМП ASCOD весом 30–35 тонн в двух национальных версиях — Ulan (112 машин) для Австрии, Pizzaro (144 машины) для Испании. «Австриец» отличается от «испанца» более мощной силовой установкой и системой наблюдения день/ночь с автоматическим определителем цели.
Израильская боевая машина пехоты Puma была разработана на базе шасси британского танка Centurion, БМП Achzarit — на базе захваченных в ходе арабо-израильских войн советских Т-55, Namer с высоким уровнем защищенности создали на базе танка Merkava 4 с учетом опыта войны в Ливане 2006 года.
На вооружении китайской НОАК стоит БМП ZBD-04 (NORINCO), которая является во многом копией российской БМП-3. Она также вооружена 100-мм орудием, но у нее нет курсовых пулеметов. WZ501 — китайская копия БМП-1 с такой же 73-мм пушкой. Наиболее массовая китайская БМП — максимально простая в производстве Type 89/90 на танковом шасси, вооруженная только 12,7-мм пулеметом.