Сегодня у нас с вами «серьезный» разговор. Любите ли вы играть в карты?
Когда я была маленькая, родители запрещали мне приобщаться к искусству «Дурака» и «Преферанса», хотя сами иногда баловались ими на вечерних посиделках. Когда я немного подросла, мне полюбился покер — его спортивная версия, в которой есть страсть, виртуозный блеф и раскалывание самой сути теории вероятности. Эти виды карточных игр есть на мобильных платформах, но я считаю, что для них нужна хорошая компания: виртуальный дурак слишком прост, а покер лишается эмоций, остается лишь холодный расчет.
Когда-то на пике популярности были российский «Берсерк» и культовая Magic: The Gathering, и я тоже решила их попробовать. Однако мои отношения с физическими коллекционными играми не сложились из-за дороговизны карт и необходимости социальных взаимодействий с фанатами, которых в маленьком городе можно было пересчитать по пальцам одной руки.
В 2014 году на экраны персональных компьютеров ворвалась Hearthstone. Это была любовь с первого взгляда для миллионов игроков, в том числе и для меня. Blizzard вспахала почву для появления сотен ККИ — коллекционных карточных игр в цифровом формате. Этот жанр стал не только интересным досугом, но и вошел в перечень киберспортивных дисциплин. О нём мы и поговорим поподробнее.
Какую ККИ выбрать?
По сути, компания Blizzard подарила нам упрощенную версию MTG, хотя фанаты «мотыги» от этого сравнения обычно падают в обморок. Да, по геймплею они сильно различаются, но есть и сходства, которые работают в пользу Hearthstone. В ней тоже надо тратить деньги на карты, но гораздо меньше. Учить тактики, но они проще — и всегда можно подсмотреть в Google. Для успеха важно посвящать игре много времени, но можно делать это за чашечкой кофе в домашней пижаме. Простота и доступность сделала своё: за первые пять лет в Hearthstone зарегистрировались сто миллионов человек.
Успех Blizzard не остался незамеченным, другие компании начали творить свои карточные копии, как любвеобильные бабушки пирожки. Их было очень много, но далеко не все были «вкусными». Большинство проектов не получали развития после запуска, разработчики переставали их поддерживать из-за низкой популярности. Даже Valve вышла на сцену с Artifact, попробовав собрать колоды из персонажей Dota 2, но с треском провалилась — за полгода онлайн на серверах упал до сотни человек. Сейчас компания работает над фундаментальными изменениями в ККИ и планирует её перезапуск.
Первого серьезного конкурента ХС показала польская CD Projekt RED в 2016 году, представив отдельную версию мини-игры из The Witcher 3: Wild Hunt — GWENT. Она сильно отличалась от Hearthstone механиками, но переняла некоторые особенности, вроде создания карт из отдельной внутриигровой валюты, фракционность и акцент на постепенное пополнение коллекции без вложения реальных денег.
Третьим крупным проектом в жанре ККИ стала Magic: The Gathering Arena — компьютерная версия той самой «мотыги». Перенести MTG в цифру пытались много раз, но все подобные проекты не пользовались популярностью. На старте показатели по онлайну «Арены» были высокими за счет пиар-компании, но игра вышла довольно сырой. В ней не хотелось разбираться тем, кто уже плотно сидел на Hearthstone, а активное поколение игроков в классическую MTG с компьютерами на «вы» — они зимой сами себе дорожки песком посыпают.
Последней на мировую арену, с опозданием в шесть лет, вышла Legends of Runeterra. Самую свежую игру представила компания Riot Games, у которой во время празднования десятилетия League of Legends «прорвало креативный кран» в подвале с геймдизайнерами. Одновременно с ККИ студия представила шутер, RPG, дьяблоид, симулятор менеджера, мобильную MOBA и другие проекты.
Пока на Android и iOS портировали две самые интересные коллекционные карточные игры: Hearthstone и GWENT. Третьей на экраны смартфонов ворвётся Legends of Runeterra, которая пока на стадии беты — релиз запланирован на 30 апреля.
И «Гвинт», и ХС поддерживаются разработчиками: регулярные дополнения, скидки, околоигровой контент в виде видосиков по лору и так далее. На мой взгляд, Blizzard обгоняет GWENT по популярности, так как в ней легче разобраться. Зато GWENT более атмосферна и подойдет любителям фэнтези, которые менее равнодушны к Warcraft и его производным.
Legends of Runeterra целиком построена на лоре League of Legends, недавно по игре начали выпускать синематики. За контентом у Riot Games дело не заржавеет, его будет много.
Баланс Hearthstone на протяжении всего существования тайтла подвергается критике. В топе обычно две-три сильнейших колоды, что не устраивает как фанатов разнообразия, так и игроков за какой-то конкретный класс. Blizzard заставляет отказываться от любимчиков — мета меняется раз в полгода, вряд ли кому-то захочется так долго страдать на слабой колоде.
В GWENT фракции более сбалансированы, а колоды меняются чаще. Впрочем, патчи здесь не упорядочены, иногда после обновления разработчики добавляют хотфиксы, либо быстро переделывают слишком сильную карту. В Hearthstone должно случиться что-то сверхъестественное, чтобы Blizzard обратила внимание на баланс.
Если вы не пробовали ни Hearthstone, ни GWENT, ни бету Runeterra, то начинать я советую всё же с проекта Blizzard. ХС интуитивно понятна даже пользователям с небольшим опытом в онлайн играх и прощает много ошибок. В игре есть качественное обучение — сравниться с ним может туториал в Legends of Runeterra, но играть на бета-тесте новичкам не стоит. В GWENT обучение скучное и долгое, при этом не слишком полезно для последующего времяпрепровождения. В рейтинговых играх мало что пригодится из знаний, полученных в нём. С другой стороны, коллекцию карт в GWENT собирать легче, чем в Hearthstone, где за шесть лет появилось невероятное количество существ.
Если же вы смотрите в будущее и уверены в своем мастерстве в карточных играх, стоит присмотреться к Legends of Runeterra. Кредит доверия к соревновательным играм от Riot Games невероятно высок: разработчики самой успешной киберспортивной дисциплины наверняка придумают хорошую турнирную систему и организуют несколько чемпионатов по своей ККИ. По Hearthstone и GWENT также проходят турниры, но пробиться в топ сейчас сложно из-за большого количества уже состоявшихся киберспортсменов, которых зовут на турниры напрямую. Так происходит из-за популярности игроков в комьюнити: известные имена привлекают спонсоров и зрителей. Стать новой звездой в Runeterra немного проще, так что ждите 30 апреля и дерзайте.
Быстрый взгляд от Морсика: как проходит типичная партия в каждой из трёх игр.
Hearthstone
Игра на базовой бесплатной колоде — это сомнительное удовольствие, но сильные геймеры могут задать жару и на ней. Выбираем любую и нажимаем на кнопку «играть», после чего против нас выходит такой же новичок. Система подбирает противников по специальной формуле, так что на опытного пользователя сначала нарываешься редко — я проверяла, когда младший брат впервые установил ее на планшет. Играть он не умел совсем, но иногда даже побеждал. В отличие от GWENT, где мне по началу приходилось проводить партии против очень сильных пользователей.
В Hearthstone важно внимательно читать все свойства существ, даже если кажется, что всё помнишь наизусть. Некоторые карты надо ставить на правильную позицию: иногда это может сэкономить несколько единиц здоровья. Например, у Джайны есть заклинание, которое необходимо использовать на существо, после чего этому юниту и двум другим по сторонам наносится высокий урон. Если в центре стола разместить существо с иммунитетом к магии, коварные планы леди Праудмур будут сорваны.
Основная задача в Hearthstone — понизить здоровье оппонента до нуля. Бить можно либо «в лицо», либо в существ. Обычно колоды делятся на агрессивные и защитные: первые стараются как можно быстрее нанести урон по персонажу, вторые методично зачищают игровой стол, лишая врага атакующей мощи.
Даже играя в защите, надо быть резким и дерзким — быстрое принятие решений сокращает время планирование для врага. Новичкам я советую копировать бюджетные колоды у стримеров или на портале Manacost. Копить внутриигровую валюту — пыль — стоит на одну-две сборки, но без разбору распылять все карты из наборов, чтобы скрафтить какую-то одну, не стоит. Лучше всего уничтожать только повторяющиеся, ведь не зря игра называется коллекционной.
Расслабляться во время партии в Hearthstone не стоит, ведь иногда исход сражения может решиться за пару ходов. Лучший друг — это математика. Спустя месяц постоянной игры складывать и вычитать в диапазоне от 1 до 30 вы будете за сотую долю секунды.
GWENT
Могло показаться, что я критикую GWENT на ровном месте, но всё не так просто: в этой ККИ у меня больше полсотни партий. Именно поэтому я говорю, что Hearthstone динамичнее, легче и понятнее! Но у ККИ по «Ведьмаку» тоже есть свои преимущества. Основная — она сложнее Hearthstone, и от того интереснее.
Во-первых, за ход в GWENT можно сыграть только одну карту. Это означает, что цена ошибки резко повышается, причем проиграть партию можно как приняв неправильное решение на первом ходу, так и на последнем. Ни в одной другой ККИ я не испытывала чувство безысходности из-за неправильного хода.
Во-вторых, в GWENT нет фазы атаки — важно, сколько очков дают карты на столе. Простой математикой тут не отделаешься, так как на игральную доску могут влиять различные эффекты, снижающие очки или повышающие поинты оппонента. Поначалу вообще не ясно, кто и почему отобрал у вас законно заработанные баллы.
В-третьих, в GWENT две линии для существ. В Hearthstone одна, а необходимость соблюдать правила расстановки, о которой я рассказала ранее, это детский лепет по сравнению с позиционированием в GWENT. Многие карты просто не будут работать, если поставить их не туда — и такие ситуации далеко не всегда прописаны в базовой информации. Всё зависит от игрового опыта, нужно как можно больше тренироваться, чтобы узнать все подводные камни.
Накопить на разные колоды без доната здесь легче, чем в Hearthstone. Хотя я этой возможностью не пользуюсь: играть можно только одной фракцией. Фанатку эльфов видно за версту.
Legends of Runeterra
Самая молодая игра постаралась учесть ошибки своих сестёр, но слишком много внимания уделила деталям. Riot Games добавила в Рунтерру сложную механику трехфазного хода, но дала возможность выставлять на поле только одну карту.
В Legends of Runeterra есть чемпионы: это не герои с абилкой, как в GWENT и Hearthstone, а полноценные мощные карты. Они также выставляются на стол и могут погибнуть. Однако если ты выполнишь условие, указанное в аннотации к карте, она получит мощное усиление. Задача проста: создать ситуацию, в которой получится усилить твоего чемпиона, и не дать вражескому сделать это быстрее.
Для победы в Рунтерре нужно уничтожить вражесткую базу. Как и в Hearthstone, здесь можно играть в защиту или нападение, но есть существенное ограничение: карты на поле блокируют урон по строению, если стоят друг напротив друга.
Riot Games всегда правит баланс нерфами: как только какая-то карта начнет доминировать, ей будут сразу понижать характеристики. Например, уже в бете это правило коснулось заклинания «Отмена» — механика с блокировкой любого вражеского умения была слишком сильной, поэтому сначала карта лежала в каждой колоде, а теперь используется лишь в крайних случаях.
У меня богатый опыт игры в ККИ, и в Рунтерре я узнаю механики многих: они удачно дополняют друг друга. Складывается впечатление, что Riot Games стремилась создать идеальный продукт. Получилось скучно и вторично, но крайне соревновательно: рандом минимален, а баланс шлифуется тонкой наждачкой. За счет этого игра может «стрельнуть» в киберспорте, но вряд ли обгонит по популярности Hearthstone.
Так как Legends of Runeterra пока на стадии бета-теста, об особенностях её ладдера пока говорить рано. На релизе Riot Games планирует выпустить крупный патч, который расставит все точки над ё. Возможно, об этой ККИ мы поговорим отдельно, но уже в следующий раз.
***
А в какие карточные проекты играете сами? Что в них нравится / не нравится?