“На несколько долларов больше”
For a Few Dollars More, Et pour quelques dollars de plus (Франция), Für ein paar Dollar mehr (Германия), La muerte tenía un precio (Испания), Per qualche dollaro in più (Италия), 1965
Хронометраж: 130 мин.
Режиссер: Сержио Леоне
Сценаристы: Сержио Леоне, Фульвио Морселья, Лучано Винченцони, Сержио Донати, Фернандо Ди Лео
Оператор: Массимо Далламано
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф, Джан Мария Волонте, Мара Круп, Луиджи Пистилли, Клаус Кински, Йозеф Эггер, Панос Пападопулос, Бенито Стефанелли, Роберто Камардьель, Альдо Самбрелл, Диана Рабито, Хосе Террон, Хосе Феликс Монтойя
В фильме полковник Дуглас Моример (Ли Ван Клиф) и Монко (Клинт Иствуд) – два охотника за головами, идущие по следам банды грабителей банков, возглавляемой Индио (Джан Мариа Волонте). Сначала они соперничают, но потом объединяют усилия, чтобы расправиться с преступниками.
Это второй фильм т.н. “Долларовой трилогии” Сержио Леоне. Предыдущим был “За несколько долларов” (A Fistful of Dollars), следующим – “Хороший, плохой, злой” (The Good, the Bad, and the Ugly). Однако хронологически этот фильм должен быть последним, поскольку в нём действие происходит после Гражданской войны, а в “Хорошем, плохом, злом” во время неё. По большому счету, в киноленте представлен сюрреалистический Дикий Запад, далёкий от фактов и исторических реалий. В Италии фильм стал самым кассовым из всей “Долларовой трилогии”.
Снявшись в этой ленте, Ли Ван Клиф дал новый старт своей кинокарьере. Известный по амплуа злодеев голливудских вестернов, актёр появился в роли героя, восстанавливающего справедливость, и эта роль ему отлично удалась. Дуглас Мортимер гармонично дополнил персонажа Клинта Иствуда, дав возможность режиссеру внести в историю глубину и разнообразить конфликт. У персонажа Ли Ван Клифа есть прошлое. И оно важно для развития сюжета. Актёр сумел воплотить режиссерскую задумку и стал самым большим сюрпризом киноленты.
“Хороший, плохой, злой”
The Good, the Bad, and the Ugly, El bueno, el feo y el malo (Испания), Il buono, il brutto, il cattivo (Италия), Le bon, la brute, le truand (Франция), Zwei glorreiche Halunken (Германия), 1966
Хронометраж: 162 мин.
Режиссер: Сержио Леоне
Сценаристы: Сержио Леоне, Лучано Винченцони, Аджиноре Инкроччи, Фурио Скарпелли
Оператор: Тонино Делли Колли
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Клинт Иствуд, Илай Уоллак, Ли Ван Клиф, Альдо Джуффре, Луиджи Пистилли, Рада Рассимов, Энцо Петито, Клаудио Скаркилли, Джон Барта, Ливио Лоренцон, Антонио Казале, Бенито Стефанелли, Анджело Нови, Антонио Касас, Альдо Самбрелл, Серхио Мендисабаль, Антонио Молино Роха, Лоренцо Робледо, Марио Брега, Америго Кастригелла, Франко Точчи, Сандро Скаркилли, Хосе Террон
Во время Гражданской войны наёмный убийца Сентенца (Ли Ван Клиф) узнает об утраченной армейской кассе с 200 тысячами долларов золотом. Так же он узнает имя того, кто исчез вместе с кассой: Билл Карсон. Однако самого Билла находит не он, а парочка бесшабашных стрелков Блонди (Клинт Иствуд) и Туко (Илай Уоллак). Перед смертью Билл раскрывает местонахождение армейской кассы, но никому не говорит его полностью. Туко знает название кладбища, где зарыто сокровище. Блонди знает в какой могиле искать. Сентенца следует за стрелками, собираясь прикончить их, когда они приведут его к золоту.
Это был третий и последний фильм т.н. “Долларовой трилогии”. Хронологически это приквел к двум предыдущим фильмам “За пригоршню долларов” и “На несколько долларов больше”, поскольку в нём действие происходит в годы Гражданской войны. Для спагетти вестерна у киноленты был очень большой бюджет – более миллиона долларов. Это больше, чем было потрачено на два предыдущих фильма трилогии вместе.
Здесь Ли Ван Клиф выступает в своём привычном амплуа – злодея убийцы. Это, наверное, его самая известная роль в спагетти-вестернах. Персонаж Ван Клифа не прямолинейный алчный злодей, а интеллигентный, импозантный джентльмен, который хладнокровно добивается своего. Его прозвище “Ангельские глазки” добавляет образу смертельного обаяния. Ли Ван Клиф за свою карьеру сыграл множество негодяев, но этот персонаж определённо самый запоминающийся.
“День расплаты”
The Big Gundown, Der Gehetze der Sierra Madre (Германия), El Halcón y la presa (Испания), La resa dei conti (Италия), Showdown, Un maudit de plus (Франция), 1966
Хронометраж: 84 мин.
Режиссер: Сержио Соллима
Сценаристы: Тулио Демичели, Сержио Донати, Сержио Соллима, Фернандо Моранди, Франко Салинас
Оператор: Карло Карлини
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Ли Ван Клиф, Томас Милиан, Луиза Ривелли, Ньевес Наварро, Фернандо Санчо, Роберто Камардьель, Мария Гранада, Том Феллеги, Бенито Стефанелли, Уолтер Барнс, Жерард Гертер, Калисто Калисти, Нелло Паццафини, Спартако Конверси, Хосе Торрес, Романо Пуппо, Антонио Касас, Луис Барбу, Барта Барри, Франк Бранья, Пьетро Чеккарелли, Анхель дель Посо, Луис Гаспар, Антонио Молино Роха, Эрман Рейносо, Лоренцо Робледо, Фернандо Санчес Полак, Раньеро Дорашенци
Ли Ван Клиф играет Джонатана Корбетта – кандидата в Сенат США и охотника за головами. Рассчитывая на финансирование своей избирательной компании железнодорожным магнатом Брокстоном (Уолтер Барнс), он берется разыскать и поймать мексиканца Кучильо Санчеса (Томас Миллиан) обвиняемого в изнасиловании и убийстве 12-и летней девочки. Однако, чем больше Корбетт знакомится с преследуемым, тем больше понимает, что пославший его Брокстон многое скрывает о преступлении и том, кто его совершил.
Это одна из лучших ролей Ван Клифа, его первая поистине главная роль. По ходу фильма наивные представления Корбетта о законе и порядке трансформируются в понимание, что не всё что кажется белым – белое, а чёрным – чёрное.
“День расплаты” - спагетти-вестерн с политическими нотками. В нём ярко показывается, что закон и порядок произвольно трактуются теми, кто имеет деньги и власть. Очень актуальная тема и в наше время. Кроме того, в фильме красной нитью проходит тема революционной деятельности мексиканских крестьян. Кучильо становится мишенью не только потому что он беден, но и потому что он находится в оппозиции официальным властям. В отличие от множества других спагетти-вестернов, в киноленте большое значение придается фактам. Упоминаются исторические фигуры, такие как революционный лидер Хуарес. В своих путешествиях Корбетт встречается с караваном мормонов, а в мексиканском городке присутствует на празднике Дня Мёртвых.
Фильм стал международным хитом. Позднее Сержио Соллима снял сиквел “Беги, парень, беги” (Run, Man, Run) c Томасом Миллианом в главной роли. Ли Ван Клифа в нём уже не было.
“День гнева”
Day of Anger, Days of Anger (домашнее видео), Days of Wrath (Великобритания), Der Tod ritt dienstags (Германия), I giorni dell’ira (Италия), Le dernier jar de la colore (Франция), On m’appelle Saligo (Франция), 1967
Хронометраж: 109 мин.
Режиссер: Тонино Валерий
Сценаристы: Эрнесто Гастальди, Тонино Валери, Ренцо Гента
Композитор: Риц Ортолани
В ролях: Ли Ван Клиф, Джулиано Джемма, Уолтер Рилла, Криста Линдер, Ивонна Сансон, Лукас Эмманн, Хосе Калво
Профессиональный стрелок, безжалостный Франк Талби (Ли Ван Клиф) приезжает в город Клифтон, Аризона. Он берет под свою опеку юношу из самого нижнего слоя общества Скотта Мэри (Джулиано Джемма). С помощью парня стрелок осуществляет коварный план по захвату власти в Клифтоне. Прижав городских богатеев с помощью шантажа и угроз, Талби правит городом в меру собственной испорченности. Постепенно Скотт понимает насколько злодейским является правление Талби. Когда стрелок убивает Мёрфа Аллена (Уолтер Рилла), друга Скотта, парень окончательно решает положить конец тирании Талби.
Мы видим здесь Ли Ван Клифа в привычном амплуа – расчетливого и интеллигентного негодяя. Несмотря на то, что Талби – главный антагонист киноленты, он же демонстрирует один из самых героических характеров в спагетти-вестернах. Во время съемок этого фильма Ван Клиф был в самом расцвете своего таланта и продемонстрировал вершины исполнительского мастерства. Если бы Тонино Валери больше акцентировал конфликт между опекуном и опекаемым (например, через возрастную разницу), то фильм вполне мог бы стать шедевром.
“Смерть верхом на лошади”
Death Rides a Horse, Da uomo a uomo (Италия), De hombre a hombre (Испания), La mort était au rendezvous (Франция), Von Mann zu Mann (Германия), 1967
Хронометраж: 114 мин.
Режиссер: Джулио Петрони
Сценарист: Лучано Винченцони
Оператор: Карло Карлини
Композитор: Эннио Морриконе
В ролях: Ли Ван Клиф, Джон Филлип Лоу, Хосе Торрес, Франко Бальдуччи, Арчи Сэвадж, Луиджи Пистилли, Игнацио Леоне, Энтони Досон, Марио Брега, Феличита Фанни, Бруно Кораццари, Карло Пизакане, Анджело Сузани, Гульельмо Сполетини, Наццарено Натале, Джованни Петруччи, Романо Пуппо, Ричард Уотсон, Елена Холл
Ли Ван Клиф играет роль Райана – бандита, которого 15 лет назад подставили подельники по преступлениям. В результате Райан провёл эти годы в тюрьме, мечтая о мести. Однако главарь банды Уалкотт (Луиджи Пистилли) снова подставляет Райана и он оказывается за решеткой. Неудачливого мстителя спасает Билл (Джон Филип Лоу), у которого свои счеты с бандитами Уалкотта. Объединившись, Райан и Билл восстанавливают справедливость.
Темой мщения фильм определенно напоминает “На несколько долларов больше”. Внимательный зритель увидит, что Билл носит такую же одежду, какую носил персонаж Клинта Иствуда. В обоих фильмах есть “всезнающие” старики, которые снабжают информацией героев. В “На несколько долларов больше” Иствуд называл Ван Клифа “Стариной”, а тот его “Мальчиком”. Здесь Райан и Билл зовут друг друга “Дедусей” и “Сынком”.
Роль Райана предусматривает трансформацию персонажа. Изначально, он тешит себя мыслями обобрать свою бывшую банду. Но после знакомства с Биллом становится стоиком. Он уже не думает о деньгах. Он искренне желает положить конец негодяям, расправившимся с семьей Билла. К сожалению, эта трансформация показана режиссером неровно, местами мутно. Поэтому блеснуть драматическим перевоплощением Ли Ван Клифу в фильме не удалось.
“По ту сторону закона”
Beyond the Law, Above the Law, Al di là della legge (Италия), Bloodsilver, Die letzte Rechnung zahlst du Selbst (Германия), The Good Die First, The Outrider, The Outsider, Pas de pitié pour les salopards (Франция), 1968
Хронометраж: 110 мин.
Режиссер: Джорджо Стегани
Сценаристы: Лоренцо Сабатини, Мино Роли, Джорджо Стегани, Фернандо Ди Лео, Инге Хильгер
Оператор: Энцо Серафин
Композитор: Риц Ортолани
В ролях: Ли Ван Клиф, Грациелла Граната, Антонио Сабато ст., Гордон Митчелл, Лайонел Стэндер, Ганс Эльвеншпёк, Бад Спенсер, Херберт Фукс, Карло Гадди, Гюнтер Штоль, Анн Смирнер, Энцо Фьермонте, Нино Нини, Адриана Факкетти, Романо Пуппо, Фердинандо Поджи, Сальваторе Билла, Джованни Иван Скратулья, Серджо Ферреро
Фильм начинается с похищения тремя налётчиками заработной платы, предназначенной для выплаты шахтёрам Сильвертауна. Одним из грабителей является Кадлип (Ли Ван Клиф). Он селится в Сильвертауне и пытается жить тихой жизнью. Тем временем, вторая перевозка зарплаты, которую сопровождают чиновник горной компании Бен Новак (Антонио Сабато) и шериф Джон Фергюсон, тоже оказываются в чужих руках. В этот раз деньги забирает банда Бёртона (Гордон Митчелл). При этом шерифа Фергюсона тяжело ранят. Новак в отчаянии. Напряженность и недовольство в городке растут. А банда Бёртона строит новые планы насчет денег Сильвертауна. Кадлипу, который чувствует свою вину за неприятности, ничего не остается как встать на сторону закона. Став шерифом, он устраивает массовую аннигиляцию преступников.
Это первая юмористическая роль Ли Ван Клифа в спагетти-вестерне. На пару с еще одним американским актёром Лайонелом Стандером (вынужденным эмигрировать в Европу из-за запрета на профессию, вынесенного сенатским комитетом по расследованию антиамериканской деятельности) в роли Проповедника, он в ряде сцен играет настоящую комедию. Режиссура Стегани в такие моменты великолепна.
К сожалению, в остальном вестерн получился неровным, с затянутым и запутанным сюжетом, большой перестрелкой в конце, и почти полным отсутствием кровопролития в середине.
Роль Ван Клифа предполагала трансформацию персонажа из негодяя в законопослушного гражданина. В начале Кадлип самодовольный эгоистичный вор, в конце – героический защитник города. Только благодаря комедийному настрою фильма, можно считать, что Ли Ван Клифу удалось изобразить предусмотренную трансформацию. С точки зрения здравого смысла, Кадлип совершенно нереалистичный образ.
(с) Свен Железнов
Об остальных спагетти-вестернах с Ли Ван Клифом читайте во ВТОРОЙ ЧАСТИ обзора.
Также читайте статьи:
Ворота в Голливуд: Ли Ван Клиф
Все вестерны Сержио Леоне
Если вам нравятся вестерны с Ли Ван Клифом ставьте лайк. Если нет - дизлайк. И, конечно, пишите комментарии!