Вопрос: Насколько является достоверным то, что в книге Абдуллаха бин Ахмада бин Ханбаля (сына Имама Ахмада) есть ругание, поношение и такфир Абу Ханифы Ну'мана.
Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха, а затем.
Для начала, мы хотим обратить твоё внимание на то, что самым важным на наш взгляд в этом веке является исправление самих себя и общества. И поэтому, на каждом из нас лежит обязанность отчитывать (контролировать) самого себя и смотреть на свои недостатки, стремясь их исправлять. А так же, хотим указать на важность проявления уважения и почитания к обладателям знания и признания их заслуг, стараясь не заострять внимание на их ошибках.
И сказал Ибн аль-Каййим, рахимаху-ЛЛах:
"Учёные подобны морям, а их ошибки как грязь. И если объём воды превысил къуллятейн*, то она не будет испорчена".
Сказал Аз-Захаби, рахимаху-ЛЛах:
"Ошибки Ибну Хузеймы в хадисах относительны. И если каждого имама, который ошибётся, мы бы исключали, то у нас не остался бы ни один имам".
И это всё ещё более важно в отношении учёных из числа салафов. И у нас нет права говорить про них что-либо, кроме как просить за них прощения. И мы говорим: о, наш Господь, прости нам и нашим братьям, которые опередили нас в вере и не делай в наших сердцах ненависть к верующим.
Тоже, что касается вопроса спрашивающего, то действительно, в книге "Сунна" Абдуллаха сына Имама Ахмада бин Ханбаля имеется слово касаемо этого. И Доктор Мухаммад Са'ид аль-Кахтани в своей редакции этой книги обсудил эти слова критики, сделанные в адрес Абу Ханифы, упомянув, что более 50% цепочек этих приданий не достоверны от тех, от кого они передаются.
А так же упомянул, что обвинение Имама (Абу Ханифы) в неверии, которое было по причине того, что ему приписали слова о сотворённости Корана, отвергается, потому как передаётся с достоверной цепочкой у аль-Лялякаи и у аль-Байхаки отрицание данного утверждения. А так же тем, что привёл Хатыб аль-Багдади в книге "История Багдада" от Имама Ахмада, что он сказал: "Не является достоверным у нас утверждение, что Абу Ханифа говорил, что Коран сотворён".
А также Доктор (аль-Кахтани) упомянул, что Абдуллах сын Имама Ахмада не единственный, который высказался с критикой Абу Ханифы. Так, в отношении Имама высказались Ибн Хиббан, Бухари, Ибн Кутейба, Ибн абу Шейба, Хатыб аль-Багдади и Аль-Лялякаи.
А затем он (доктор) привёл от Ибн Абдуль-Барра, что тех, которые похвалили и выразили доверие Абу Ханифе больше, чем тех, которые высказались против него, приведя от Шейхуль-Ислама Ибн Тейммии, что он сказал:
"Кто подумал, что Абу Ханифа или другие из числа ученых имамов преднамеренно противоречат достоверному хадису, сделав предпочтение суждению по аналогии (кыяс) или что-либо другое, совершил ошибку в отношении их, сказав это либо по причине того, что он плохо про них подумал, либо по причине своих страстей".
И знайте, что Имама Абу Ханифу похвалили множество имамов. Передал аль-Мазий в "Тахзибуль- Калям" рекомендацию и похвалы в адрес Имама от многих имамов, таких как Ибн Му'ин, Ибн Мубарак, Ибн Джурейдж, Яхья ибн Сайид Каттан, Имам Шафии, которые упомянули об обширности его знаний, об его богобоязненности, об озабоченности поклонением. И аль-Мазий привёл очень много того, что касается жизни Абу Ханифы и похвалы ему и это составило около тридцати страниц.
И Аз-Захаби написал книгу о достоинствах Абу Ханифы и его двух учеников, назвав её ― "Достоинства Абу Ханифы и его двух соратников Абу Юсуфа и Мухаммада ибн аль-Хасана", приведя в этой книге похвалу табиинов и их последователей Абу Ханифе, таких как Аль-А'маш, Аль-Мугира, Шу'ба, Са'ид бин Аби 'Уруба и Ибн 'Уейна.
А также Хафиз Мухаммад бин Юсуф ас-Салихий аш-Шафий, рахимаху-ЛЛах, написал книгу про Имама, назвав её "Жемчужное убеждение в достоинствах Абу Ханифы Ну'мана".
И в нашем веке были написаны книги в опровержение этого. Некоторые в опровержение Ибн Аби Шейбы, некоторые в опровержение аль-Хатыба.
И одна из самых важных из них, докторская диссертация, написанная Доктором Мухаммад Касим 'Абдуль-Харисий под названием: "Место Имама Абу Ханифы среди Мухаддисов". И было бы хорошо, если бы вы могли ознакомиться с этой диссертацией и так же с тахкиком аль-Кахтани книги "Сунна".
________________________
*Къуллятейн ― единственное число къуллятун (قلة); къуллятейн обозначается как две таких къуллятун (قلة) и равняется примерно 200 литрам воды, и используется арабами для обозначения объема воды. Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха): "Если вода достигла объема къуллятейн, то её не сделает наджасом ничего".
Оригинал на арабском