На Украине десятый день никак не могут потушить пожары на территории четырех лесничеств в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС.
По данным ГСЧС, к тушению привлечены около 400 человек и почти 100 единиц техники, в том числе три самолета Ан-32П и три вертолета, которые только за сутки сбросили более 500 тонн воды.
В итоге помог дождь. Но лишь отчасти. Возгорание между прудом-охладителем Чернобыльской АЭС и рекой Припять, а также огонь, дошедший до открытого распределительного устройства, по заверениям украинских властей, потушить все же удалось. Но продолжает бушевать верховой пожар в селе Рассоха, а также в районе села Кривая Гора, на левом берегу Припяти.
Пожар доделал ту работу, что не смогла сделать радиация в течение почти 35 лет: уничтожены несколько бывших населенных пунктов, сгорел Рыжий лес. Огонь уже подобрался непосредственно к атомной станции и почти достиг хранилищ с радиоактивными отходами.
Мэр Киева Виталий Кличко уверяет, что радиационный фон в городе составляет менее 0,013 микрорентгена в час при норме 0,03 микрорентгена в час. Украинские власти также заверяют, что нет никакой угрозы для ЧАЭС и хранилищ ядерного топлива.
Очень хотелось бы в это поверить, ведь это и нас касается. И нас, и Белоруссии. Авария на ЧАЭС в апреле 1986 года затронула Брянскую, Орловскую и даже Тульскую и Калужскую области.
Центр ядерной и радиационной безопасности Украины сообщает, что воздух, загрязненный продуктами горения из Чернобыльской зоны отчуждения, далее будет двигаться на юг и юго-восток. По прогнозу, он продолжит накрывать Киев, а 15 апреля немного изменит направление и будет перемещаться на юго-восток, в сторону Харькова. А там уже рядом Белгородская область.
На самом деле, когда горит радиоактивный лес, концентрация радиоактивных веществ в воздухе превышает норму в 30 раз. Территория лесных пожаров в зоне отчуждения составляет уже сто гектаров, по свидетельствам очевидцев, радиоактивный пепел уже накрыл половину Киевской области.
Интересно, что подобные вещи происходят ежегодно. Во время пожаров плутоний и цезий, которые должны были давно уйти вглубь почвы, поднимаются в воздух и рассеиваются.
Леса горят каждый год, и каждый год Украина их толком не тушит. Ну, не подобрался огонь к опасным объектам. И слава богу!
Вот в прямом смысле. Вся надежда на бога и на дождь.
Но почему нельзя нормально потушить? А на Украине сегодня ничего нельзя сделать нормально! Тушение пожаров — это деньги, которых у Украины не было и нет.
Очевидно, что деньги могла бы дать Европа, но она уже давала и имела возможность убедиться, что это пустой перевод средств — деньги уходят на что угодно, только не на то, что нужно.
Ну, принять помощь России, которая не меньше, а может, даже больше Европы заинтересована в ядерной безопасности своей соседки, Украина по понятным причинам не хочет…
На прошлой неделе члены Ассоциации ветеранов атомной энергетики и промышленности Украины обратились к властям с предостережением: стране может грозить повторение катастрофы на ЧАЭС. В обращении говорится, что национальная атомная энергогенерирующая компания "Энергоатом", являющаяся крупнейшим поставщиком электроэнергии на Украине, испытывает проблемы с финансированием обеспечения безопасной эксплуатации и закупок ядерного топлива.
Авторы обращения рассказали об отсутствии у "Энергоатома" постоянных руководителей с необходимыми разрешениями, из-за чего юридически никто не несет ответственности за безопасность. Более того – к руководству компанией привлекаются лица, далекие от отрасли.
"Неужели нам мало Чернобыля, и мы пытаемся повторить его снова?" – спросили ветераны отрасли президента, премьер-министра и главу парламента?
Еще три года назад европейская пресса обращала внимание на учащение инцидентов на украинских АЭС (замыкания, локальные пожары, сбой системы охлаждения, отключения приборов), главным образом, из-за изношенности оборудования, и предрекала, что вероятность масштабных аварий составляет 80 процентов.
А вот уже сегодня ряд немецких СМИ обращает внимание, что украинские власти не могут взять под контроль пожары под Чернобылем. Некоторые из них обеспокоились настолько, что даже обратились с соответствующим запросом в правительство, где их успокоили, дескать, "в настоящее время не наблюдают и не ожидают последствий из-за пожаров в заражённой радиацией местности для Германии".
Понятно, что на фоне эпидемии коронавируса Германии и всей Европе не до украинских пожаров. Впрочем, европейцы до последнего будут выгораживать Украину, закрывая глаза на опасность, при этом устраивая истерику по поводу той же Белорусской АЭС, которая строится по всем современным стандартам.
Но тут включается политика. И увы, для европейских властей она важнее собственной безопасности. Инстинкт самосохранения у них включается обычно в последний момент, когда уже немного поздно дергаться, – это мы увидели на примере ситуации с коронавирусом.