Найти тему
Navygaming Channel

Огневая мощь линкоров типа "Нагато". Часть 1.

Знакомство с артиллерийским вооружением линкоров типа «Нагато» хотелось бы начать с того, что, не смотря на то что, данные корабли все таки считались потомками «Дредноута», вернее – сверхдредноутов Первой мировой, к началу 20-х годов их вооружение не в полной мере соответствовало концепции «all-big-gun». И как мы увидим в дальнейшем вооружение по разнообразию калибра, типажа и назначения где то даже превосходило эскадренные броненосцы начала 20 века. Соответственно, в данной статье рассмотрим орудия главного калибра, среднего калибра, а также зенитный калибр данных линкоров.

1.Артиллерийское вооружение линкоров типа «Нагато»

Главный калибр

Читатель уже знает, что линкоры типа «Нагато» в свое время стали первыми японскими линкорами с 16-дюймовыми орудиями - именно на таком калибре настоял тогдашний министр военно-морского флота Японии Катё Томосабурё. Для японских линкоров и линейных крейсеров в то время обычным был калибр 356 мм, так что переход к новым пушкам был своего рода большим прорывом. Любопытно, что во время проектирования новых орудий им было присвоено обозначение Саннен-Сики 14 (14-дюймовая пушка образца 3 года) чтобы скрыть ее истинный калибр, и надо сказать японцам в очередной раз удалось «удивить мир», обогнав в вопросах вооружения своих кораблей как явных союзников и учителей – англичан, так и вероятных противников - американцев.

Линейный корабль «Нагато» перед перестройкой дымовых труб, Йокосука (сентябрь 1924 г.)
Линейный корабль «Нагато» перед перестройкой дымовых труб, Йокосука (сентябрь 1924 г.)

Официальное название орудий главного калибра, установленных на «Нагато», звучало как: «45 калибер 3 нендо сики 40 см канон» (нендо – год, сики – тип), где 3 нендо означало третий год правления императора Тайсё (1914 год от Р.Х.). Главным конструктором орудия был адмирал Муто. Всего было изготовлено около 40 таких орудий на арсенале Куре Кёсё и на фирме Муроран (остров Хоккайдо) под руководством инженера Сайто.

Длина 410-мм орудия составляла 45,94 калибра (18840 мм), ствол имел 84 нареза, живучесть – 250 выстрелов и мог выдержать максимальное давление пороховых газов в 3000 кг/см2 . Начальная скорость снаряда – 780 м/с.

Данные пушки также предназначались для новых линкоров «Кага», «Амаги» и «Кии», но получили их только два линкора – «Нагато» и «Мутсу»- все оставшиеся орудия использовались на батареях береговой обороны на Ики, под Цусимой и около Пусана (Корея).

Бак и носовые орудия линкора «Нагато» (начало 1920-х годов)
Бак и носовые орудия линкора «Нагато» (начало 1920-х годов)

Несмотря на то, что в официальном названии калибр пушек обозначался как «40 см», в действительности орудия имели калибр 410-мм, то есть даже больше, чем позволяли условия Вашингтонской конференции (406-мм). Всего каждый линкор этого типа получил восемь 410-мм орудий, размещенных попарно в четырех башнях. В результате новые линкоры императорского флота получили на 4 орудия меньше, чем предыдущие японские линкоры типа «Фусо» и «Исе», зато калибр был увеличен с 356 мм до 410 мм и в итоге бортовой залп главного калибра новых кораблей возрос с 8082 кг до 8160 кг! При создании своего нового 410-мм орудия японские инженеры использовали проверенную английскую технологию проволочной навивки (wire wound), как и на английских 381-мм орудиях Мк.I, и японское орудие получилось всего лишь немногим тяжелее английской пушки.

Башня главного калибра с 410-мм орудиями
Башня главного калибра с 410-мм орудиями

Эксперты отмечали достаточно продуманную и практичную конструкцию японских орудийных башен, которые, однако, не имели каких-либо выдающихся особенностей, позволяющих получить преимущество над американскими или английскими башнями. В целом башни для новых 410-мм орудий, как и для 356-мм орудий, по конструкции напоминали английскую башню для 15-дюймовых (381-мм) орудий и имели похожий внешний вид и внутреннюю планировку. Тем не менее, японские башни обладали определенными преимуществами перед башнями английской конструкции: они позволяли придавать орудиям больший угол возвышения (после модернизации у ЛК типа «Нагато» он был увеличен до 43 градусов); имели лучше проработанную противопожарную защиту.

Всего было изготовлено 16 таких башен в арсенале Куре Кёсё и на фирме Муроран под руководством адмирала Годо. Масса башен составляла 867 т (после модернизации – 1024 т), в то время как вес 356-мм башни составлял «всего» 675 т. Башни имели гидравлический привод, противооткатный механизм орудий был пневматического типа. После размещения на кораблях сектора обстрела башен ограничивались надстройками: для башен № 1, 2 и № 4 – около 300 градусов, для башни № 3 – чуть более 320 градусов.

Конструкция башенных установок позволяла обеспечить скорострельность около двух выстрелов в минуту. Первоначальный угол склонения/возвышения орудий составлял всего от -5 до +30 градусов, но после модернизации ЛК изменился до -3 ….+43 градуса. Угол возвышения удалось увеличить за счет углубления башенного колодца, из-за чего появилась возможность ниже опускать казенную часть орудий. Однако зарядный механизм позволял заряжать орудия только при углах возвышения не более +20 градусов, а замок орудия не мог открываться при углах возвышения более +25 градусов. В результате модернизации дальнобойность ГК калибра линкоров возросла с 30200 м до 38400 м (на 27%) , что дало возможность японским ЛК «на равных» сражаться с более современными кораблями своего класса.

Бронирование башен: передняя часть – 356 мм, тыльная часть – 190 мм, крыша – 270 мм, борта – 200. Для сравнения, башни ЛК типа «Нью-Йорк» имели лобовую броню 305 мм, боковую – 203 мм, крыша – 102 мм; а типа «Оклахома» - лобовую броню 406/457 мм (для двухорудийных /для трехорудийных), борта башни – 254-229 мм, крыша – 127 мм.

По некоторым данным, в процессе модернизации оба ЛК получили новые башни – башни, ранее предназначенные для ЛК типа «Тоса» и «Кага», при этом внешние различия новых и старых башен были минимальны, но новые башни имели более мощный гидравлический привод мощностью 220 л.с. (вместо 150 л.с.). В свою очередь, старые башни ЛК «Мутсу» передали политехническому институту в Этадзиме.

Линейный корабль «Мутсу» на артиллерийских испытаниях в Токийском заливе (11 марта 1922 г.)
Линейный корабль «Мутсу» на артиллерийских испытаниях в Токийском заливе (11 марта 1922 г.)

Новые пушки получили и новые боеприпасы. Так, первоначально для поражения бронированных целей использовался бронебойный боеприпас хибо тецукодан 3 нендо сики (образца 1914 года), разработанный военно-морским арсеналом Куре Кёсё на основе английских 356-мм снарядов, закупленных для линейных крейсеров типа «Конго». Чуть позже, в 1924 году в Великобритании закупили небольшое количество новых бронебойных боеприпасов, которые приняли на вооружение 15 июля 1925 года как 5 go АР (модель 5, АР – armour percing, бронебойный).

После того, как на испытательных стрельбах недостроенный ЛК «Тоса» получил несколько подводных попаданий снарядами ниже броневого пояса, а ЛК «Аки» был потоплен из-за аналогичных повреждений, начались работы по созданию специального «ныряющего» боеприпаса (суйчю дан), способного поражать подводную часть кораблей, ниже главного броневого пояса.

Новый тип боеприпаса был принят на вооружение Императорского флота в 1928 году как 6 go AP granat, затем обозначение сменили на 88 shiki AP granat (образца 1928 года). В 1931 году появилась улучшенная модификация снаряда – 91 shiki AP granat (образца 1931 года). Подобные боеприпасы были созданы для всех калибров свыше 155-мм и имели разные характеристики. Соответственно, 410 мм боеприпас 91 shiki AP granat имел длину 173, 85 см, массу – 1020 кг, метательный заряд – 14,88 кг ТНА (1,5%) , начальную скорость – 780 м/с. Необходимо особо отметить, что принятие на вооружение этого боеприпаса потребовало переоборудования зарядных камор и подъемных лифтов, чтобы вмещать новые, более длинные снаряды.

Носовые орудия главного калибра линкора «Нагато»
Носовые орудия главного калибра линкора «Нагато»

Фугасные 410-мм боеприпасы (цуёдан) весили 936 кг, такую же массу имели и шрапнельные зажигательные боеприпасы (сёи рюсендан). Японцы придавали большое значение последнему типу боеприпасов и неустанно его совершенствовали. Считалось, что шрапнель очень эффективна против воздушных целей. В действительности эффективность ГК в качестве зенитной артиллерии была значительно переоценена, поскольку скорострельность 410-мм орудий, да еще при значительных углах возвышения, не позволила обеспечить достаточную защиту от авиации противника. И бои у острова Лейте это еще раз подтвердили.

При этом следует обратить внимание ,что шрапнель, обозначавшаяся на японском фоте как фугас тип 3 (сики 3), представляла собой стальные трубки диаметром около 25 мм и длиной 70 мм. Трубки заполнялись зажигательной смесью, которая воспламенялась и горела около 5 секунд с температурой пламени до 3000 градусов. В 1937 году ГК получил еще и осветительный боеприпас (сёмейдан), оснащенный парашютом, прежде такие боеприпасы имелись только для орудий меньшего калибра, а также - учебный боеприпас массой 1025 кг. Стандартный заряд 410-мм боеприпаса состоял из четырех частей, заключенных в шелковые картузы. Картузы выкладывались на зарядном лотке, после чего их можно было использовать для заряжания орудия.

Линкор «Нагато» ведет залповую стрельбу главным калибром в заливе Сукумо (21 мая 1936 г.)
Линкор «Нагато» ведет залповую стрельбу главным калибром в заливе Сукумо (21 мая 1936 г.)
Нормальный боезапас ЛК составлял 90 выстрелов на ствол, в перегруз – 110 выстрелов. Подъемники доставляли в башню из погреба сразу 5 снарядов, угол возвышения для дальности выстрела 30000 м достигался за 59 секунд.

Заканчивая рассмотрение особенностей, характерных для орудий ГК калибра японских ЛК необходимо отметить еще одну деталь. Японцы предпочитали производить залп одновременно всеми орудиями (вспомните «половинные» залпы немецких и английских ЛК). И чтобы добиться этого, пушки ГК оснащались автоматом, осуществляющим спуск обоих орудий в башне с интервалом 40-60 мс. Причем впервые подобную систему использовали на ЛК типа «Ямато», а затем подобную систему установили и на другие крупные корабли. Такой автомат получил и «Нагато», но только в 1941 году.

Средний калибр

Первоначально ЛК «Нагато» и «Мутсу» были вооружены двадцатью 140-мм пушками, расположенными в казематах, по 10 на борт. 14 орудий находились на главной палубе, остальные пушки – ярусом выше. Из-за особенностей размещения сектора обстрела этих орудий был сравнительно невелик и составлял 116 градусов. Однако в ходе модернизаций количество орудий среднего калибра на ЛК типа «Нагато» постоянно сокращалось: сначала было снято два орудия, затем в декабре 1944 года (после операции «Сё») на «Нагато» оставили всего 14 пушек среднего калибра, а к февралю 1945 года – сняли все оставшиеся.

Линейный корабль типа «Нагато» (схема внешнего вида, 1921 г.)
Линейный корабль типа «Нагато» (схема внешнего вида, 1921 г.)

Официальное название этих орудий среднего калибра звучало как 50 калибер 3 нендо сики 14 цм канон. Пушку приняли на вооружение 24 апреля 1914 года, конструктором орудия был известный инженер Хада, первым же японским линкором, получившим такие орудия стал «Исе». В 1918 году пушка была модернизирована в качестве орудия «тип 3» устанавливалась на линкорах.

Основные характеристики орудия: калибр 140 мм, общая длина ствола с замком: 5968 мм, число нарезов: 42, начальная скорость снаряда 850 м/с., живучесть ствола – 500-600 выстрелов. Давление пороховых газов 2900 кг/см2 , скорострельность 6-10 выстрелов в минуту, вес снаряда 27 кг. Стандартная дальность стрельбы на момент спуска ЛК на воду составляла 12500 м (при угле возвышения 25 градусов).

Пушка калибра 140-мм монтировалась на разработанном также инженером Хада лафете тумбового типа, обеспечивающем углы склонения/возвышения от – 7 до +25 градусов, которые после модернизации были увеличены до -7 ….+35 градусов – что позволило увеличить дальнобойность с 17500 м до 19750 м. Подача боеприпасов и заряжание орудий осуществлялось вручную при углах возвышения до +30 градусов. Для стрельбы использовались осколочные, осветительные, учебные и противолодочные (с 1943 года) боеприпасы. Боезапас составлял 120 выстрелов на ствол. В целом, по мнению экспертов, данные орудия были достаточно удачными артиллерийскими системами и не имели явных недостатков.

Универсальный калибр

Здесь следует отметить, что первоначальный проект не предполагал наличие подобных орудий, считалось, что будет достаточным зенитное вооружение из четырех 76-мм орудий. Однако уже в конце 1932 года «Нагато» и «Мутсу» получили по 8 (4х2)- 127-мм универсальных орудий ввиду все более возраставшей угрозы с воздуха. К декабрю 1944 года «Нагато» имел уже 12 -127-мм универсальных орудий – еще две спаренных установки разместили около дымовой трубы, а вот в августе 1945 года все эти пушки сняли.

Универсальное 127 –мм орудие (спаренная установка)
Универсальное 127 –мм орудие (спаренная установка)

Официальное название универсальной пушки калибра 127 мм по-японски звучало как 40 калибер 89 ники 12,7 цм канон (образца 1929 года). Разработал эту пушку, как и лафет для нее, уже известный нам инженер Хада с целью замены устаревшей 76,2 мм зенитной пушки, которую ранее устанавливали на ЛК. Выпуск новых универсальных орудий был налажен в хиросимском арсенале под руководством капитана Фукуда. С 1932 по 1944 год было выпущено 1306 орудий (из них 740 в 1942-1944 годах). Пятидюймовка получилась весьма удачной, а японцы так и вообще считали данную артсистему не только универсальной, но и идеальной, единственным недостатком которой считалась невысокая скорострельность. В свою очередь американские эксперты оценили данную японскую пушку как «хорошую универсальную систему, обладающую удовлетворительными характеристиками».

На «Нагато» и «Мутсу» 127-мм универсальные пушки устанавливались по две на лафетах, выпуск которых осуществлялся тремя арсеналами. Всего было изготовлено 750 лафетов. Вращение лафета осуществлялось электромотором мощностью 10 л.с. с возможностью ручного поворота, заряжание пушки - при любых углах возвышения. Скорость наведения по горизонтали достигала 6 градусов в секунду, по вертикали – 12 градусов.

Теоретическая скорострельность достигала 14 выстрелов в минуту. В то время как практическая зависела от физических возможностей расчета, состоящего из 11 номеров. Дальнобойность орудия по горизонтали составляла 9400 м, по вертикали – 7400 м.

К началу войны для данной пушки имелись следующие боеприпасы: осколочный (цуёдан), шрапнельный (санкайдан) бризантный тип 3, осветительный (сёмейдан) тип В1 и учебный (энсюдан). Все типы боеприпасов весили по 23 кг, имели длину 43,48 см. Эффективный радиус действия осколочного снаряда составлял в среднем 18,8 м, шрапнельного – 27 м (за счет разлета 43 стальных трубок). Боезапас к универсальной пушке составлял 250-300 выстрелов на ствол.

Схема расположения носовой батареи орудий противоминного калибра правого борта и постов систем управления огнем (с подлинных чертежей)
Схема расположения носовой батареи орудий противоминного калибра правого борта и постов систем управления огнем (с подлинных чертежей)

Зенитные орудия

Однако как, мы уже отмечали, первоначально зенитное вооружение ЛК «Нагато» и «Мутсу», которое они получили еще в процессе достройки, было несколько иным – всего 4 - 76,2 мм зенитные пушки, размещенные справа и слева от передней дымовой трубы. Следует отметить – это была первая зенитная артсистема на японском ВМФ, принятая на вооружение еще в феврале 1916 года и впервые установленная на ЛК «Ямаширо». Любопытно, что по существующим тогда взглядам, считалось достаточным устанавливать по 4 таких зенитки на ЛК, и по 2 зенитки КР. Выпуск данных орудий, как и практически всех других был организован арсеналами в Куре и Хиросиме, лафеты для пушек изготовляли в Майдзуру. Всего за период с 1932 по 1944 годы было выпущено 825 орудий и 1400 лафетов.

Наводка орудий осуществлялась исключительно вручную, заряжание производилось при любых углах возвышения. Дальнобойность орудия по вертикали составляла 6800 м, но эффективная дальнобойность по вертикали была меньше – 5300 м. На проводимых в 1926 году учениях во время отработки стрельб по воздушным мишеням из данных орудий расчетами «Нагато» была достигнута скорострельность 11,2 выстрела в минуту и точность – 4,57%. Для стрельбы использовалось несколько типов боеприпасов: осколочный (цуёдан), учебный (энсюдан), шрапнельный (рюсендан), осветительный (эйендан) и учебный для стрельбы по цели (мокухёдан). Все боеприпасы весили 5,99 кг и имели длину 28,5 см, латунная гильза с полным зарядом весила 9,6 кг.
Линейный корабль «Нагато»
Линейный корабль «Нагато»

В дальнейшем, в 1924 году была принята попытка усилить зенитное вооружение «Нагато» и с этой целью на нем установили еще 3 подобные пушки: две разместили справа и слева от грот-мачты, а третью – позади башни № 3. Но после появления 127-мм универсальных орудий от этих пушек отказались. Но этими орудиями не исчерпывалась возможность линкоров «Нагато» в борьбе с воздушным противником. Примерно в 1932 году «Нагато» и «Мутсу» получили по две 40-мм зенитные автоматические пушки Vickers 2 pdr QF Mk VIII, которые расположили в районе кормовой дымовой трубы. Этот «японский Виккерс» получил обозначение «автоматическая пушка 62 калибер HI –сики 40 мм».

Теоретическая скорострельность данных орудий достигала 200 выстрелов в минуту, практическая – всего 60-100 выстрелов. Вес снаряда – 1 кг, наведение орудия – ручное, питание – ленточное; в каждой ленте – по 50 выстрелов. Японцы предприняли попытку увеличить емкость ленты до 100 выстрелов, но результаты оказались неудовлетворительными. Также конструктивно предусматривалась возможность магазинного питания, емкость магазина - 20 или 25 выстрелов. Масса унитарных патронов орудия составляла 2,2 кг!

Обращает на себя внимание, что дальнобойность по горизонтали не превышала 700 м, зато эффективная высота зенитного огня составляла – 3200 м. Главные недостатки данной артсистемы - низкая начальная скорость снаряда, всего – 600 м/с и недостаточная дальнобойность. Постепенно эти орудия уступили место 25-мм Гочкисам и 13,2-мм пулеметам, непосредственно на «Нагато» эта замена была произведена через два года после окончания модернизации корабля.

Еще одной артиллерийской системой, которой нашлось место на линкорах «Нагато» была 25-мм автоматическая пушка 96 сики 25 мм I гата – основная зенитная пушка японского Императорского флота с момента принятия на вооружения в августе 1936 года и до конца Второй мировой. Пушка была сконструирована фирмой Гочкис по заказу японского флота для замены не удачной 40-мм пушки Vickers и получила обозначение «тип J». Пробные стрельбы были проведены уже в 1935 году на Йокосукском арсенале, и вскоре пушку приняли на вооружение. Уже в 1936 году появилась первая спаренная установка, в 1941 году - строенная, и только в 1943 году – одинарная!

Внешний вид на бак и орудия главного калибра линкора «Нагато» (компьютерная модель)
Внешний вид на бак и орудия главного калибра линкора «Нагато» (компьютерная модель)

Лафеты для установок производились на Йокосукском и Тоёкавском арсеналах, всего было изготовлено около 33000 пушек и около 20000 лафетов. Такое большое количество орудий вполне объяснимо, если вспомнить постоянно возрастающую угрозу воздушной опасности для кораблей японского флота. Соответственно не вызывает удивление, что количество таких орудий, размещенных на кораблях, постоянно росло.

Так если по состоянию на декабрь 1941 года на «Нагато» было установлено всего 10-25 мм спаренных артустановок, то уже к лету 1944 количество 25-мм стволов достигло 96 (16х3-ствольных, 10-2 ствольных и 28-1 ствольных артустановок)! Для сравнения на ЛК «Ямато» к концу 1944 года число этих автоматов достигло 152 стволов!

25-мм автоматическая пушка считалась неплохой артсистемой, которая не имела особо значимых недостатков. Теоретическая скорострельность составляла 260 в/мин., практическая – около 110-120 в/мин, эффективная дальность огня – 3000 м. Спаренные и строенные установки имели электропривод (с возможностью ручного наведения), одинарные – наводились только вручную. Расчеты орудий состояли из 7 номеров для спаренных установок, для строенных – 9 номеров.

Однако экспертами отмечались некоторые недостатки: несмотря на электропривод, скорость наведения спаренных и строенных артустановок была низкой; прицелы орудий не были приспособлены для стрельбы по скоростным целям; при стрельбе возникала вибрация, а магазин вмещал слишком мало патронов (15 выстрелов). Все это в комплексе и привело к тому, что большинство японских кораблей так и не смогли устоять перед воздушными атаками союзной палубной авиации.
Декомпозия башни главного калибра линкора типа «Нагато» (с подлинных чертежей)
Декомпозия башни главного калибра линкора типа «Нагато» (с подлинных чертежей)

И напоследок, отметим еще одну особенность вооружения ЛК данного типа, которая могла бы заинтересовать – данные линкоры имели торпедные аппараты! И их было не мало! Восемь 533-мм торпедных труб, по четыре с каждого борта в центральной части корпуса: две – ниже ватерлинии, две – выше. Так что те, кто может оценить мощь торпедного залпа «Гиринга» может представить, что мог бы «натворить» линкор, применив торпедный залп в удобный момент боя. Однако, в действительности здравый смысл все же победил и в ходе предвоенных модернизаций торпедное вооружение с ЛК было демонтировано, как полностью бесполезные в условиях современного боя. И мы никогда не увидим торпедную атаку в исполнении «Нагато»!

Продолжение следует...

Для подготовки статьи были использованы следующие материалы:
Апальков Ю. В. Боевые корабли японского флота: Линкоры и авианосцы. - СПб.: Дидактика, 1997.- 176 с.
Балакин С. А., Дашьян А. В. и др. Линкоры Второй мировой. Ударная сила флота. - М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. - 256 c.
Дашьян А. В., Патянин С.В. и др. Линкоры Второй мировой в цвете. Самая полная энциклопедия. - М.: Яуза, ЭКСМО, 2013. - 416 c.
Рубанов О. А. Линейные корабли типа «Нагато». - АНО «Истфлот», Самара: издатель Р.Р.Муниров, 2005.- 68 с.
Японские линкоры типа «Нагато».- Москва: Восточный фронт, 1996 г. – 58 с.
Gröner, Erich. Die deutschen Kriegsschiffe 1815-1945 Band 1: Panzerschiffe, Linienschiffe, Schlachschiffe, Flugzeugträger, Kreuzer, Kanonenboote. — Bernard & Graefe Verlag, 1982. - 180 p.