Мозг человека обладает надежными механизмами защиты, на опасность он реагирует непроизвольно. Посмотрите, к примеру, как часто человек впадает в панику и воспринимает реакцию собеседника как негативную, стоит начать трудный откровенный разговор с начальником или коллегой. Мы не умеем контролировать свои реакции, и наши мысли становятся бесполезными: включается весьма чувствительный «радар», который обеспечивает нам безопасность в кратковременной перспективе, но для долгосрочных целей он как раз и опасен.
Как же научиться распознавать непроизвольные, зачастую неверные реакции и заменять их более продуктивными и соответствующими реальности истолкованиями? Чтобы разобраться в этой проблеме, присмотритесь к нескольким типам когнитивных ловушек.
Черно-белое мышление. Мы склонны воспринимать все как черное или белое, либо только хорошее, либо только плохое.
Стряхните с себя оцепенение и научитесь заменять первоначальную «черно-белую» реакцию более реалистичными ожиданиями: «Даже если не получится, мы раздобудем достаточно данных, чтобы оправдать первоначальное решение и быстро откорректировать» или: «Если мы допустим ошибку, это, конечно, обидно, зато мы многому научимся». Такой настрой опирается на усвоенный опыт (как мы можем учиться и совершенствоваться), а не на ошибочную уверенность, будто все должно сразу пойти идеально или это полный провал.
Избыточное обобщение. Отдельное негативное событие воспринимается как постоянный и повсеместный паттерн.
Предположим, сотрудник прокомментировал предложение начальника. Он негативно отреагировал, и человек дал себе слово в другой раз не высовываться. Однако полезнее сказать себе: «В этот раз я не справился, но в целом мои дела идут неплохо». Слова «никогда» и «всегда» — красные флажки опасности. Если ловите себя на них, стоит остановиться и подумать, как развивается именно эта конкретная ситуация.
Катастрофическое мышление. Преувеличивается (в негативную сторону) размер, продолжительность, важность или последствия события, мысли или чувства.
Вот вам пример: люди боятся высказывать свое мнение, потому что не хотят потерять работу, чересчур разоткровенничавшись. Но у них, скорее всего, не найдется примеров, доказывающих, что кого-то действительно уволили за правду. Значит, лучше сказать: «Если я неудачно выскажусь, мне будет неловко, но как-нибудь переживу» или «Если я скажу правду, может быть, начальник сперва рассердится, но не станет мне мстить».
Эмоциональное самоубеждение. Часто истиной мы называем то, что соответствует нашим чувствам в данную минуту.
Иногда кажется, что вас не ценят на работе. Но чаще всего, у людей свои субъективные причины не уделять вам внимания. Например, они заняты. Попробуйте заменить первоначальную реакцию примерно таким размышлением: «Я привык получать больше внимания, но это не значит, что здесь меня не ценят» и «Нужно поговорить кое с кем из них напрямую и понять, как они относятся к моим предложениям». Да, справиться с эмоциями трудно, они прямо-таки овладевают человеком, но можно попросить надежного коллегу, чтобы он помог вам после совещания восстановить реальную картину событий.
Используя эти инструменты, вовремя нажимая кнопку перезагрузки наших мыслей и чувств, мы обретаем более ясную перспективу и начинаем правильно воспринимать намерения и реакции окружающих.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Джеймса Детерта и Итана Бурриса в HBR Россия «В ловушке: как избежать эмоциональных реакций на критику». Другие материалы психологии лидерства вы всегда можете найти в разделе «Лидерство» на сайте hbr-russia.ru.