Современное состояние мира является следствием мировой бытийной катастрофы (символически описываемой как «грехопадение» первозданного человека), «повреждения» части Божественного творения, и как результат её «оплотнение», замыкание в своей самости и подчинение законам тления. Мы живем в мире, утратившем первоначальное сияние Божественного творения, в мире уплотнившейся материи, в мире непроницаемых затемненных материальных образований, в мире физических тел и жестких излучений. Этот мир таков, что только в нём и может жить оплотненное человечество, это ― антропный мир, параметры которого тесно взаимосвязаны с материальной телесностью нынешнего человека.
Грядущее Преображение, о котором учат православные мыслители, касается не только изменения стихий, но и пространства и времени, которые прейдут, и времени больше не будет. Из замкнутого пространства последовательности событий однолинейного времени человек должен выйти на просторы соборного творчества. Пространственная иерархия вложенных вещественных структур приобретет характер сотворчества «субстанциальных деятелей» в мире светоносных сущностей, формирующих пространственные формы в мире размерностей тем больших, чем ближе к творческому Замыслу Бога может подняться преображенный Человек, славящий соборность Божественного мироустройства.
Возвращаясь к тезисам Православной Соборной Идеологии, можно лишь выстроить некоторую иерархию принципиальных положений:
1. Первоосновой всякой идеологии являются религиозные установления, в частности непререкаемые догматы Православия, выраженные в Символе веры: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...».
2. В русской религиозной философии эти вероучительные истины находят свое воплощение в трех основополагающих идеях: «тварности мира» как сотворенности мира Богом, «иерархичности бытия» как ступенчатой структуры мирового целого, «поврежденности природы» как болезненное уклонение бытия от вложенной в него нормы, – идеях, характерных для любой монотеистической религиозной системы.
3. Человек есть образ и подобие Божие. В христианской антропологии и только в ней, Человек является центром мироздания как связующее звено между Богом и тварным миром, между миром Божественным и природным.
4. Бытийное положение человека не является однородным, он может пребывать в трех качественно различных состояниях: в первозданном райском, в нынешнем падшем греховном, и как входящий в благодатный соборный организм Церкви. Задача Человека состоит не только в восстановлении своего первозданного Богочеловеческого состояния, но и Софийного преображения всего антропного слоя бытия.
5. Организация общества как живого социального организма предполагает сообщество свободных личностей, собранных под водительством Церкви для выполнения богоданных установлений по исполнению предназначения человека на земле. В условиях кризисных перемен организация православного общества требует для принятия стратегических решений союза, собора, синархии, под духовным окормлением Патриарха, государственной Воли, экспертно-научного Ума и православно-народного Сердца (т.е. правительства, академии наук, народного самоуправления), при этом последнее слово всегда остается за Патриархом.
6. Политика государства в условиях пандемии могла бы наконец стать христианской политикой, служащей соборным целям Православной Державы, в отношении с мировым сообществом враждебно настроенным к России и собиранию земель христианского мира в единое Союзное государство, начиная с «самопровозглашенных» государственных образований. Не исключено, что по мере собирания Русского Православного мира в его состав захотят войти в статусе ассоциированного членства и некоторые Православные страны Запада, такие как Сербия, Болгария и даже Православная Греция.
7. Экономика Православной Державы, создаваемая в условиях чрезвычайной ситуации на базе отживших форм производственных отношений, предполагает государственное перепрофилирование промышленности на производство насущно-необходимых товаров народного потребления и создание собственных высокотехнологичных экологически чистых производств замкнутого цикла, с использованием собственных научно-технических разработок, а также мировых научных высокотехнологичных достижений.
8. Стратегия государства на увеличение благосостояния народа и создание комфортной среды обитания предполагает равномерное расселение Православного люда по всей территории страны с использованием веками накопленного опыта ведения хозяйства при монастырях, например таких как Соловецкий, и современных попыток возрождения церковных приходов и хозяйственных общин при них, а также привлечения на родину некогда вынужденных переселенцев русских старобрядческих общин, рассеянных по всему миру, но сохранивших древние традиции Православной Руси.
9. Памятуя о чудесных исцелениях мирян и подвижников, – в ответ на искреннее раскаяние и обет стать на путь православного служения, – будем надеяться и мы, что милость Божия не обойдет стороной Богохранимую страну Россию и что, вопреки всем эпидемическим расчетам, вместе с Пасхальным звоном начнется исцеление духовное и телесное, в том числе и от вирусной инфекции всех и каждого, готового принять на себя обет трудиться над созданием Православной Соборной Державы, дабы вместе со всем Церковным Собором разделить Пасхальную весть о Воскресшем Спасителе.
Вынужденные изменения под напором коронавируса происходят так быстро, что отдельные элементы Соборной идеологии как стратегия действия и на государственном уровне, и по инициативе отдельных граждан, начинают повсеместно проявляться. Все вдруг вспомнили о своих загородных домах и дачах, и у кого есть такая возможность переселиться загород на природу; лозунг «сиди дома» стал все более напоминать «Учись дома», «Открой свои таланты», «Найди себя», чтобы реализовать себя в том, о чем каждый мечтал в юности.
Телеканал «Культура» вдруг вспомнил, что у нас существует великий драматург Н.А. Островский и включил в программу пьесу «Таланты и поклонники», а заодно расщедрился на музыкальную классику. Осталось только выделить парочку государственных телеканалов, без рекламы и пошлости, возложивших на себя обязанность по образованию, обучению и гражданскому воспитанию. В интернете волей-неволей выделился образовательный сегмент для школьников и студентов, не допускающий на свои страницы ложных новостей и недобросовестных ресурсов.
И наконец, все вдруг решили познакомиться со своими соседями, чтобы помочь одиноким и пожилым; познакомиться заново со своими домочадцами, с которыми вынужденно приходится сидеть целыми днями бок обок дома; познакомиться хотя бы дистанционно со всеми, кто на передовой в борьбе за выживание; и стать, тем самым, единым народом, единство которого обеспечивается Соборной Идеологией, ибо русский народ свое единство издревле строил на духовных основаниях.
Author: Куракина О.Д. Книга "Мы всё ещё русские"здесь и здесь