«Лицом к лицу лица не увидать», – эти есенинские строки как нельзя лучше подходят для определения позиций современной живописи по отношению к зрителям. Талантливые художники сегодняшнего дня в большинстве случаев известны «тёплому кругу» поклонников и критиков, а волны узнаваемости и признания расходятся слишком медленно для того, чтобы прямо «здесь и сейчас» вся Россия говорила, например, о Викторе Николаевиче Юшкевиче.
Люди, знакомые с творчеством этого необыкновенно лиричного «певца природы», в один голос говорят о волшебных чарах его полотен. Казалось бы, к чему тратить столько сил и времени на выписывание замерших в воздухе едва заметных ковылинок или неуловимых простым глазом тончайших переходов цвета на предзакатном небе, когда всё это можно одним щелчком запечатлеть на фотоснимке?! Но нет! Только кисти настоящего художника дана уникальная способность оживлять запечатлённое, стирая грань между «той» и «этой» стороной холста.
Вы, дорогой читатель, стоите на бархатистой лесной дорожке, ощущая под ногами твёрдые неровности мелких камешков и сухих ломких шишек, а навстречу сквозь кружевную листву торжествующе льются потоки солнечного света.
Мягкая прохлада лесной чащи осторожно обнимает плечи, и невольно ускоряется шаг, чтобы поскорее встретиться с солнцем. «Июль в самом разгаре», и чудесная кисть Виктора Юшкевича словно набирает краски из палитры самого лета, чтобы наполнить пространство воспоминаниями июльского тепла.
А этот тревожный запах надвигающейся грозы, когда каждый листик на дереве, каждый лепесток и малая травинка на притихшем лугу замолкают в преддверии бури? Тяжёлые стального оттенка тучи кипят низко над землёй, их рваные края вдруг вспыхивают причудливыми узорами, подсвеченные изнутри невидимым солнцем. Где-то у края небес сплошной стеной идёт дождь, а острые ветвистые стрелы молний одной вспышкой озаряют горизонт. В «Пробуждении» само небо открывает сверкающие электрическими разрядами очи, чтобы ожила и встрепенулась утомлённая полуденным зноем природа. Завораживающая красота поднимающей голову стихии непреодолимо тянет вступить в пределы картины, поспешив вместе с ветром навстречу грозе.
Удивительные полотна, пронзительное и чуткое видение мгновения. Иной человек взглянет невидящим взором на привычные пейзажи и пройдёт равнодушно мимо. Но только истинный художник замрёт восхищенно, заметив солнечные пятна или корягу на речном мелководье, безнадёжно торчащую из воды. А потом напишет картину, да так напишет, что и мы замрём от счастливых или печальных воспоминаний, вдруг нахлынувших неведомо из каких закоулков памяти под воздействием чар искусства. Замечательно думать, что талантливый белорусский живописец Виктор Юшкевич живёт среди нас: ведь его полотна напоминают нам о том, что этот мир по-прежнему прекрасен.
Автор: Ляля Городная