Найти тему
ИМЕНА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Жанна БИЧЕВСКАЯ - песня под аккомпанемент чугунного горшка и колотушки

В моей книге "Жанна Бичевская" много внимания уделено поиску певицей старинных русских народных песен. Таких песен певица в разные годы собрала несколько сотен, но помимо обнаружения уникального фольклорного материала, певице требовалось "адаптировать" песни под свой собственный музыкальный стиль. В деревнях народные песни не пели под гитару...

Так, большинство песен не выдержало "гитаризацию" и не вошло в репертуар Жанны Бичевской.

Но есть в репертуаре певицы уникальная старинная песня "Вы сестрицы, подруженьки", ради которой певица "пожертвовала" гитарой... Песня уникальная, мощная по своему внутреннему стержню.

Вот глава из моей книги об этой песне...

Жанна Бичевская, 70-е годы. Фото из личного архива
Жанна Бичевская, 70-е годы. Фото из личного архива

ВЫ СЕСТРИЦЫ, ПОДРУЖЕНЬКИ

«Это старинная обрядовая свадебная песня. Когда невесту-сироту вели венчаться, специально нанятые плакальщицы по дороге в церковь причитали и оплакивали ее «горькую долю». Напели ее мне пять старушек в Саратовской области, имитируя колокольный звон с помощью чугунного горшка и колотушки. Песня построена на контрасте: душераздирающий плач и мажор колоколов. Иначе ее нельзя петь. Поэтому я «пожертвовала» гитарой, пою под фонограмму колокольного звона» (из интервью Ж.Бичевской)

ФРАГМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО ФИЛЬМА "НАЙДИ СВОЮ ПЕСНЮ" (1976 год):

Удивительно, что после Жанны почти никто не решался на исполнение этой песни. Многие зрители до сих пор помнят то мистическое ощущение на концертах, когда звучала эта песня: на сцене гас свет, звучали колокола и Жанна освещенная единственным прожектором, в неподвижной позе, без гитары пела эту песню-плач. После песни аплодисменты раздавались не сразу, люди несколько секунд приходили в себя и потом были нескончаемые овации.

ЗАПИСЬ В СТУДИИ "МЕЛОДИЯ" - 1974 год, ЖАННА БИЧЕВСКАЯ "ВЫ СЕСТРИЦЫ, ПОДРУЖЕНЬКИ":

Конечно, каждая из спетых Жанной Бичевской песен, имеет свою неповторимую историю. Песни находились в затерянных деревнях Мещерского края, за Уралом в деревнях, где жили старообрядцы, в Поволжье…

Одну из таких поездок по российской глубинке очень живо и интересно описал в своей статье немецкий журналист Герд Руге, однажды сплавлявшийся вместе с Жанной Бичевской на байдарках в Мещерском крае. Статья была опубликована в Германии и кажется любопытным опубликовать ее в этой книге:

«Скорый поезд стоял на полустанке лишь 30 секунд. Мы изрядно вспотели, пока выбросили из поезда 37 тюков нашего «багажа». Проводница укоризненно смотрела на нас и была вынуждена поднять красный стоп-флажок, чтобы мы успели выгрузиться. Но наконец мы все собрали: резиновые надувные лодки, палатки, спальные мешки, 30 кг. картошки, 10 кг. сахара, огурцы свежие и консервированные. Мы планировали плыть две недели по озерам и рекам Мещеры, которая по площади – половина Швеции. Мы это: Жанна Бичевская, русская певица- гитаристка, Валентин Зуев, ее муж и пианист, еще профессор музыки с женой, друзья Жанны, журналист с женой и мы с женой.

Жанна Бичевская во время сплава по рекам Мещерского края. Фото Герда Руге
Жанна Бичевская во время сплава по рекам Мещерского края. Фото Герда Руге

Мы хотели две недели жить на природе, собирать грибы и ягоды. Оказалось, что Жанна поехала, чтобы в отдаленных деревнях слушать и собирать фольклорные песни, там, где их еще можно было услышать в оригинале, эти песни были на грани исчезновения. А я хотел запечатлеть, как русская певица находит и собирает этот материал. Это оказалось совсем не просто. На тракторе сквозь лес мы подъехали к маленькой речке. Валентин уже был здесь как-то, но с тех пор многое изменилось И мы поняли , что легким наш отпуск не будет. Бобры повалили много деревьев, они лежали поперек реки. По грудь в воде, мы очищали русло речки. А если это было невозможно сделать, то просто волокли груз по берегу реки, через лес и болото.

…И вот мы нашли первый белый гриб., на полянке на берегу большого озера. Наши русские друзья тут же начали собирать сухостой для костра. Мы повесили чайник, в озере поймали рыбу для ухи, а в лесу собрали ягоды: чернику, голубику, малину. И везде лисички и белые грибы, ну и конечно миллионы комаров, от которых защититься можно было только специальным костюмом.

Жанна Бичевская, фото из личного архива
Жанна Бичевская, фото из личного архива

Жанну Бичевскую я знал по концертам в Кельне и в Москве, но я никак не мог подумать, что ее гитарные руки могли восемь часов кряду грести и еще рубить дрова для костра. Иногда, когда она сидела у палатки и играла на гитаре, она жаловалась, что что ее пальцы стали скованными и тяжелыми. Но играла она каждый день, потому что ей это нравилось, и в то же время это была самодисциплина. Она постоянно искала новые варианты музыкального сопровождения своих песен.

Особенно активно она занималась этим после посещения очередной деревни, заброшенной в лесной чаще. И везде где мы были она спрашивала, поют ли они еще вместе песни, и какие песни они помнят от своих родителей.

Деревни на Мещере носят названия с давних времен, еще до того как их освоили славяне. Это было место, куда бежали от татаро-монгольского нашествия, здесь находили приют староверы и преступники. Жители этих сел сохранили свой образ жизни до сегодняшнего дня. Русские писатели, такие как Константин Паустовский, открыли нам Мещеру после второй мировой войны., писали о ней с любовью и боролись за то, чтобы эти болота не были высушены, а леса вырублены. Природа сама помогала себе. Многочисленные попытки устроить здесь крупные лесные порубки заканчивались плачевно, вывозить было трудно. И русские друзья верят, что Мещеру удастся сохранить.

Удивительна природа Мещерского края... Эти места вдохновляли певицу на создание уникальных записей русского фольклора. Фото с просторов интернета
Удивительна природа Мещерского края... Эти места вдохновляли певицу на создание уникальных записей русского фольклора. Фото с просторов интернета

В маленьких деревнях люди живут в маленьких одноэтажных домиках, улицы не мощенные. У жителей мы покупали яйца, молоко, иногда мед. Жанна была рада, когда встречала пожилых женщин. Она по долгу беседовала с ними, с любовью и терпением, впитывала их воспоминания о старых песнях, которые они пели в молодости или слышали от своих мам и бабушек. Ей было важно, чтобы в пении сохранились все интонации как эти песни пелись тогда. Потом она подолгу обрабатывала , аранжировала эти песни., пока не находила заключительный вариант. И из народной песни получался концертный номер, но это все же была исконно народная музыка»

P.S.

В наши дни эта уникальная песня также редко исполняется, но мне все-таки хочется поделиться с вами одним исполнением, оно, безусловно, заслуживает внимания - это венгерская певица Katya Tompos.

апрель 2020, Иван Ильичев-Волкановский