Найти тему
Вижу красоту

Золотая медаль ЛФЗ Всемирной выставки в Париже 1937 года

Кукрыниксы. Дружеские шаржи. 1937. ГФЗ. Государственный музей керамики в Кусково / Госкаталог: 12147394. Источник: goskatalog.ru
Кукрыниксы. Дружеские шаржи. 1937. ГФЗ. Государственный музей керамики в Кусково / Госкаталог: 12147394. Источник: goskatalog.ru

Друзья, сегодня хочу вам рассказать о некоторых интересных моментах создания серии фарфоровых шаржевых портретов прогрессивных советских деятелей культуры, получившей золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

В 1937 году в Париже открылась Всемирная выставка под названием «Искусство и техника в современной жизни». Основной целью участия СССР в Парижской выставке был показ достижений Советской власти за 20 лет (с 1917 по 1937 годы) и демонстрация преимуществ социалистического строя.

Награждённая золотой медалью, серия фарфоровых бюстов принадлежит «Кукрыниксам» – творческому коллективу русских графиков и живописцев. В псевдониме зашифрованы фамилии и имена художников: Ку – Куприянов, Кры – Крылов, Никс – Николай Соколов.

Куприянов Михаил Васильевич (1903–1991)

Крылов Порфирий Никитич (1902–1990)

Соколов Николай Александрович (1903–2000).

Родилось это необычное содружество в 1924 году: в студенческой стенной газете Вхутемаса (Высшие государственные художественно-технические мастерские) впервые появились шаржи и карикатуры, подписанные странной фамилией Кукрыниксы. В то время студентам графического факультета Вхутемаса Михаилу Васильевичу Куприянову и Николаю Александровичу Соколову было по 21 году, а студенту живописного факультета Порфирию Никитичу Крылову – 22 года. Молодые художники учились не только у своих непосредственных учителей, но и у «Окон РОСТА», тогда уже ставших историей, и у великого художника-сатирика парижанина Оноре Домье. Кукрыниксы начали с шаржей и изопародий. Рисовали известных художников, артистов, писателей (М. Горького, В. Маяковского, Вс. Мейерхольда). Со временем от безобидных шаржей Кукрыниксы перешли к политическим карикатурам.

Однажды Кукрыниксы выступили в качестве театральных художников. Было это в 1929 году. Замечательный советский режиссер Всеволод Мейерхольд ставил в своём театре феерическую комедию «Клоп» Владимира Маяковского. Декорации, или, как тогда говорили, «вещное оформление», сделал художник Александр Родченко, которого сам поэт очень любил. Эскизы костюмов, весёлые и злые, многое рассказывающие о характере и привычках их хозяев, нарисовали Кукрыниксы.

Кукрыниксы. Шарж на В.Э.Мейерхольда и В.В.Маяковского. 1929. Москва. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина / Инв. № 180169/650. Источник: gctm.narod.ru
Кукрыниксы. Шарж на В.Э.Мейерхольда и В.В.Маяковского. 1929. Москва. Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина / Инв. № 180169/650. Источник: gctm.narod.ru

Тогда же появились и рисунки-шаржи на Мейерхольда и Маяковского.

Осмоловский, Юрий Эдуардович. Кукрыниксы: М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов. – Москва: Изобразительное искусство, 1976. – 77 с.: ил.; 14 см. – С. 27–28.

В 1934 году художники создали серию шаржей и композиционных карикатур на литературные темы, объединённых общим названием «ЛитОраторы». Альбом открывался дружеским шаржем на А. М. Горького, наполненным мягким юмором и тёплым чувством к мудрому наставнику Кукрыниксов. Этот альбом стал явлением в художественной жизни молодой страны. Рисунки Кукрыниксов и подписи к ним Александра Архангельского метко определяли творческое лицо писателей. [Кукрыниксы, Архангельский А. Почти портреты. Дружеские шаржи и эпиграммы. – М.: Издательство «Федерация», 1932. – 45 л., ил.]

Дружеские шаржи на деятелей литературы и искусства нашли своё воплощение не только в графических работах Кукрыниксов. В 1935–1938 годы они создают серию скульптурных шаржей на народного артиста СССР К. С. Станиславского, композитора С. С. Прокофьева, народного артиста СССР И. М. Москвина, режиссёра В. Э. Мейерхольда, бюст народного артиста СССР В. И. Качалова , где портретное сходство сочетается с заострённой характеристикой, переданной в форме доброй, но язвительной шутки. Конечно, за основу были положены рисунки.

Первоначально скульптурные шаржи были созданы в гипсе в 1935 году. Выпускались Ленинградским фарфоровым заводом в 1935–1938 годах (повторялись в 1970-е). Известно, что в 1935 году на ЛФЗ было выпущено 150 портретов-шаржей. Авторские оригиналы хранятся в Театральном музее и музее истории Санкт-Петербурга.

Koukryniksy. Usine de porcelaine Lomonossov  //  Диплом к золотой медали за фарфоровые шаржи Кукрыниксов на международной выставке искусства и техники 1937 года в Париже.  Рыбинский музей-заповедник /  РБМ-18386. Источник: iss.rybmuseum.ru
Koukryniksy. Usine de porcelaine Lomonossov // Диплом к золотой медали за фарфоровые шаржи Кукрыниксов на международной выставке искусства и техники 1937 года в Париже. Рыбинский музей-заповедник / РБМ-18386. Источник: iss.rybmuseum.ru

Диплом к золотой медали за фарфоровые шаржи Кукрыниксов на Международной выставке искусства и техники в Париже, 25 ноября 1937 года. Он бытовал в мастерской художников в Москве. После приобретения в 1995 году Рыбинским музеем-заповедником скульптурных шаржей Кукрыниксов, данный диплом был передан художником Н.А. Соколовым в дар музею.

Остановлюсь подробнее на биографии Всеволода Мейерхольда. Потому как его репрессия и расстрел надолго вычеркнули всякое упоминание о серии фарфоровых шаржей из биографии Кукрыниксов. (Фигура гениального композитора Сергея Прокофьева также была опальной).

Кукрыниксы. Бюст Мейерхольда. Дружеский шарж. 1937. ГФЗ. Высота 14 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14192. Госкаталог: 12147394. Источник: goskatalog.ru
Кукрыниксы. Бюст Мейерхольда. Дружеский шарж. 1937. ГФЗ. Высота 14 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 14192. Госкаталог: 12147394. Источник: goskatalog.ru

Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) – теоретик и практик театрального гротеска и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «Биомеханика». Мейерхольд развивал идею воспитания актёра, уверенно владеющего своим телом, голосом, способного в нужном темпе и ритме выполнить любое задание режиссера. В книге «О театре» (1913) он теоретически обосновал концепцию «условного театра», противопоставленную сценическому натурализму. В 1921 году Мейерхольд организовал Высшие режиссёрские мастерские, на базе которых в 1922 году был создан Государственный институт театрального искусства (ГИТИС), при котором существовал театр. В 1923 году он был официально переименован в Театр имени Всеволода Мейерхольда (ТИМ), с 1926 года – Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда (ГосТИМ). В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла супруга Мейерхольда Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве. 8 января 1938 года театр был закрыт. В мае 1938 года К. С. Станиславский предложил оставшемуся без работы Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им самим оперном театре. После наступившей вскоре смерти К. С. Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. В мае-июне 1939 года Мейерхольд разработал план выступления студентов института им. Лесгафа на параде физкультурников в Ленинграде. Это была его последняя режиссерская работа. 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде. Одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх, протестовавшей против методов одного из агентов НКВД. 15 июля она была зверски убита неустановленными лицами в своей квартире. После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками, Мейерхольд подписал нужные следствию показания в шпионской деятельности. Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 года. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение.

По факту реабилитации Мейерхольда 26 ноября 1955 года решением Верховного суда СССР, считаю необходимым сделать выдержки из материала «о подвиге честного человека» общественного проекта по сохранению памяти о жертвах репрессий Бессмертный барак:

В 1955 году, т.е. спустя два года после смерти Сталина, тогда всё ещё почитаемого, ещё не развенчанного Хрущевым, в Москве две молодые женщины – 37-летняя Татьяна Есенина, приёмная дочь великого реформатора мирового театра режиссёра Всеволода Мейерхольда, и его внучка 31-летняя Мария Валентей – начали добиваться на тот момент практически невозможного – реабилитации Мейерхольда.

После письма Татьяны Есениной Маленкову в январе 1955 года дело Мейерхольда было взято на рассмотрение на предмет возможной реабилитации. И оно 1 июля 1955 года поступило от начальства к 29-летнему старшему лейтенанту, следователю Военной прокуратуры Борису Ряжскому, которому была поручена проверка всех обстоятельств дела.

На приёме в прокуратуре следователь показал составленный по материалам дела список «вредителей» и «шпионов» , соучастников Мейерхольда. Татьяна Сергеевна отметила в списке крестиками, кто жив, кто в Москве, кто умер, кто сидит… И пошел калейдоскоп. Всех, кого мог, следователь опросил, человек сто. Быстро сработал по Москве беспроволочный телеграф, начались телефонные звонки, чаще анонимные, подсказывали, какие из статей нужно разыскивать, с кем связаться и тому подобное.

Борис Ряжский: «Однажды, помню, являются ко мне в прокуратуру Кукрыниксы. "Что же вы нас не вызываете? Мы тоже работали со Всеволодом Эмильевичем, хотим написать вам о нём!" – "Ради бога, – отвечаю, – прошу вас, Маша к вам придёт, передайте с нею ваше заявление… Выходило, что вся художественная интеллигенция отозвалась на реабилитацию Мейерхольда, встала на защиту памяти гениального человека. Я находился под очень сильным впечатлением этого. Меня это окрыляло, я был уверен, что иду по верному пути... Положено писать представление в ЦК. А кто я такой, чтобы ко мне прислушались? Я по чинам всего-навсего старший лейтенант, моё представление обязательно направят на перепроверку, пойдет оно ходить по кругу, вся куча собранных материалов прахом полетит... Думал я, думал и решился. Буду, решил, рисковать. И рискнул... Доложил дело по начальству. Начальство мне все подписало. Так, думаю, в прокуратуре проскочили, посмотрим, что будет в Верховном Суде. 26 ноября состоялся суд. У меня в тот день шли три дела, мейерхольдовское я втолкнул в середину, и оно в тот же день прошло благополучно, Мейерхольд был реабилитирован».

Уже при Брежневе зазвучал тезис о «периоде необоснованных реабилитаций». Жив этот тезис, как сталинизм и сталинисты, и поныне.

Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863–1938) – русский советский актёр, режиссёр, театральный педагог, теоретик театра, основатель и руководитель Московского Художественного театра. Народный артист СССР (1936).

Качалов (Шверубович) Василий Иванович (1875–1948) – русский советский актёр. Народный артист СССР (1936). Один из ведущих актёров труппы Московского Художественного театра. Работал под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Кукрыниксы Бюст Москвина. 1935. Роспись: Фрезе Варвара Петровна (1883–1970). ГФЗ. Высота 13 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 4166. Госкаталог: 12147417. Источник: goskatalog.ru
Кукрыниксы Бюст Москвина. 1935. Роспись: Фрезе Варвара Петровна (1883–1970). ГФЗ. Высота 13 см. Государственный музей керамики в Кусково / ФР 4166. Госкаталог: 12147417. Источник: goskatalog.ru

Москвин Иван Михайлович (1874–1946) – русский советский актёр. Народный артист СССР (1936). Депутат Верховного Совета СССР первого созыва. С 1898 – актёр МХАТа. Работал под руководством К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891–1953) – выдающийся русский советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель. Народный артист РСФСР. Лауреат Ленинской премии и шести Сталинских премий.

В феврале 1948 года вышло постановление ЦК ВКП(б) «Об опере „Великая дружба“ В. Мурадели», в котором передовые советские композиторы (Прокофьев, Шостакович, Мясковский, Попов, Шебалин, Хачатурян) были названы формалистами, врагами народа, наносящих вред своей музыкой.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту

#ясчастлив

Еда
6,93 млн интересуются