Найти в Дзене
О Москве нескучно

Кутузовский проспект: от деревенских пейзажей до сталинских домов

Оглавление

Правда ли, что раньше окрестности Кутузовского были похожи на сельскую местность? Почему именно здесь захотели проложить проспект? Почему обустраивать его начали с конца? А также - для чего было нужно свободное место между двумя домами, где сейчас располагается Башня 2000? Об этом и не только расскажу сегодня.

Деревенская дорога

Удивительно, но к началу 1930-х годов дорога, которая потом превратилась в Кутузовский проспект, выглядела весьма провинциально. Люди, которые въезжали в Москву, сначала попадали на Можайское шоссе. Несмотря на то, что магистраль была широкой, местность вокруг больше походила на деревенскую.

В основном такие дома стояли на Можайском шоссе, фото сделано в районе современного дома №27 по Кутузовскому проспекту, 1930.
В основном такие дома стояли на Можайском шоссе, фото сделано в районе современного дома №27 по Кутузовскому проспекту, 1930.

Дальше путешественникам нужно было свернуть на Дорогомиловскую улицу. Пейзажи около Киевского вокзала в те времена выглядели отталкивающе: в основном малоэтажные и совсем не привлекательные ветхие дома. Тем, кто преодолевал Бородинский мост, предстояло проехать по узкой, уходящей в гору Смоленской улице. И лишь после того, как она переходила в Арбат, становилось понятно - вы точно в городе.

Подобраться к Кремлю было сложно. Ведь Арбат упирался в одноимённую площадь. Чтобы доехать до сердца Москвы, требовалось воспользоваться Воздвиженкой или Знаменкой. Короче, всё было неудобно. Поэтому решили, что нужна реконструкция. Чтобы превратить сельскую дорогу в городскую магистраль.

Почему начали с конца?

Интересно, что начать работы в 1930-х решили с Можайского шоссе, в районе Поклонной горы. Считалось, что хоть центральный участок дороги и кривой, но его внешний вид всё-таки похож на городской. Окрестности Можайского шоссе, напротив, выглядели, как деревня. К тому же, сносить почти ничего не требовалось.

Снос старых деревянных домов и строительство Сталинских, в районе современных 40-х домов по Кутузовскому, 1937-1938.
Снос старых деревянных домов и строительство Сталинских, в районе современных 40-х домов по Кутузовскому, 1937-1938.

Была и ещё одна причина. Архитекторы долго не могли определиться, как довести будущий проспект до Кремля. Расширить улицу Арбат было невозможно. Чтобы проложить новую, требовалось снести огромное количество исторической застройки. Проблему удалось решить лишь в 1960-х после того, как проложили Новый Арбат.

-4

До Великой Отечественной войны в районе Поклонной горы появилось около десяти разных домов. Поскольку запроектировали их до принятия Генерального плана развития Москвы, то расположили сооружения в произвольных местах. К тому же, архитектурно между собой здания не сочетались.

Можем, когда захотим

Не сочетались дома и на других участках. Несмотря на то, что практически все здания по отдельности смотрелись красиво, вместе они не выглядели, как единый ансамбль. Дело в том, что участки на будущем проспекте присмотрели для себя некоторые советские высокопоставленные чиновники. Их мечты воплощали в жизнь разные архитекторы.

Удачным на первом участке получился только ансамбль с нечётной стороны будущего проспекта за Окружной железной дорогой. Несмотря на то, что дома построили в разное время, они выглядели единым целым. Началось всё с жилого комплекса Московского военного округа в 1934 году. Сейчас это дом №45.

Дом №45, 1940.
Дом №45, 1940.

В 1936 рядом появились корпуса жилого комплекса по заказу авиационного завода (дом №43). Уже после Великой Отечественной войны достроили здание под номером 41 для работников ТЭЦ-12.

Прекрасный проспект

Для того, чтобы сделать общий проект застройки будущего проспекта, организовали конкурс среди архитекторов. Перед участниками ставили задачу не только придумать красивые дома, но и учесть рельеф местности, а также расположение зелёных массивов и Москвы-реки.

Проект-эскиз З. Розендельда, 1939.
Проект-эскиз З. Розендельда, 1939.

Победил проект Зиновия Розенфельда. Суть его была в том, чтобы все здания сочетались между собой, но в то же время каждое из них обладало бы индивидуальностью. Именно по этому проекту и застроили Кутузовский проспект от поворота на Большую Дорогомиловскую улицу до Окружной железной дороги.

Кутузовский проспект в сторону центра, 1947-1948.
Кутузовский проспект в сторону центра, 1947-1948.

Интересно, что свободное пространство между современными домами 22 и 24 предусмотрели специально. Отсюда должен был открываться красивый вид на живописный парк, который планировали на противоположном берегу Москвы-реки. Сейчас там расположился комплекс "Москва-Сити". А весь обзор загораживает башня "2000".

Вид из окна квартиры Д.Д. Шостаковича на парк, где сейчас башня. И собственно сам Д.Д. Шостакович, 1947-1955.
Вид из окна квартиры Д.Д. Шостаковича на парк, где сейчас башня. И собственно сам Д.Д. Шостакович, 1947-1955.

Как застраивали проспект в районе Дорогомиловской заставы статья уже есть! Вы можете прочитать её здесь:

Кутузовский проспект: от бараков до сталинской высотки и автомобильного тоннеля

А здесь вы узнаете, как появилась Площадь Победы:

Кутузовский проспект: как строили площадь Победы?

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!