Дезинформационные вбросы относительно происходящего в стране и вокруг неё ширятся, как снежный ком
10 апреля заместители министров иностранных дел России и Турции Сергей Вершинин и Седат Онал обсудили договоренности по Идлибу и продвижение политического процесса в Сирии. Согласно сообщению пресс-службы МИД РФ,
«Был предметно рассмотрен комплекс вопросов сирийского урегулирования, включая ход реализации российско-турецких договорённостей о стабилизации в Идлибе, а также задачи продвижения политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН».
Двумя днями ранее в Идлибе под улюлюканье боевиков и их пособников состоялось очередное совместное патрулирование по небольшому участку трассы M-4, больше напоминающее демонстрации флага. С российской стороны привлекалось два БТР-80 и бронеавтомобиль «Тигр», с воздуха движение колонны контролировали российские беспилотники. Очевидные проблемы с реализацией российско-турецких договорённостей 5 марта нашли отражение в ходе очередного брифинга официального представителя МИД РФ Марии Захаровой:
«Особую озабоченность вызывает положение на неподконтрольных Дамаску территориях – в Идлибе, Ат-Танфе и на северо-востоке. В идлибской зоне деэскалации продолжается работа по реализации российско-турецкого меморандума… Режим прекращения огня в целом соблюдается, однако боевики не прекращают попыток сорвать наши усилия. В частности, всячески препятствуют проведению совместного российско-турецкого патрулирования в коридоре безопасности вдоль трассы М-4. Это лишний раз подтверждает, что в Идлибе правят бал террористы. Они настроены на продолжение кровопролития».
Это подтверждается и обнаружением сирийцами новых крупных бандитских схронов на освобождённой территории Идлиба. Так, в одном из бункеров близ поселения Хан-эс-Себиль около трассы M-5 найден склад боеприпасов с десятками ручных гранат, противопехотных мин американского производства, детонаторами, самодельными взрывными устройствами и «поясами смертника». Возможно, ранее здесь работал мини-завод террористов, разделять которых на неких «умеренных» и «неумеренных», как и прежде, не приходится. Более того, по мнению ряда экспертов, в реальности так называемое «размежевание» оборачивается консолидацией террористических банд и накачкой их материальными ресурсами, что сподручнее делать при помощи авантюристов из третьих стран и под прикрытием «противоэпидемиологических» мероприятий.
Так, 6 апреля турецкое военное ведомство объявило, что все перемещения войск в районах проведения военных операций в Сирии, из-за опасности распространения коронавируса (1) сведены к минимуму. В оккупированные районы якобы отправлены врачи, призванные вести соответствующую информационную и практическую работу. Возвращающиеся в Турцию будут отправляться на 14-дневный карантин. Машины, следующие из Сирии в Турцию для пополнения запасов, будут проходить дезинфекцию. Впрочем, всё это не мешает следованию в обратном направлении всё новых колонн турецкой армии, надо полагать, должным образом продезинфицированных. В этот же день, как сообщает РИА Новости со ссылкой на сирийский телеканал Аль-Ахбар, на базу Курскук Тель-Байдар в сирийской провинции Эль-Хасаке из Ирака прибыла очередная американская колонна из 35 грузовиков с техникой и оборудованием, а также бензовозов (2).
Всё это сопровождается активным противодействием со стороны американцев «российским достижениям в Сирии», что находит отражение и в экспертных публикациях, авторы которых приводят хронику американо-российских столкновений на севере страны. Как мы отмечали ранее, коронавирусная паника способствует реализации деструктивных задач не только Анкары, но и Вашингтона, пытавшегося поддержать боевиков под видом «гуманитарной помощи» перемещённым лицам в лагере Эр-Рукбан.
«США продолжают цинично использовать общемировую проблему для дискредитации руководства Сирии, раскручивая информационно-пропагандистскую кампанию о его неспособности эффективно противостоять распространению коронавируса в стране и ответственности за обострение эпидемиологической обстановки, в том числе в лагерях беженцев «Рукбан» и «Эль-Холь»»,
– говорится в заявлении межведомственных координационных штабов РФ и САР «О проблемах возвращения сирийских беженцев и внутренне перемещенных лиц в родные места» от 10 апреля. Из этой же серии – предсказуемые выводы так называемых «экспертов ОЗХО», обвинивших в своём очередном докладе сирийские власти в «применении химического оружия против гражданского населения», в связи с чем Госдеп пригрозил Дамаску очередными санкциями. Так как в Совет Безопасности ООН обращаться невозможно, ибо «Россия, которую обычно поддерживает Китай, блокирует все попытки привлечь к ответственности режим Асада и его союзников», будут предприниматься иные «действия политического, дипломатического и экономического характера». В свою очередь, в Министерстве иностранных дел САР обвинили «экспертов ОЗХО» в фабрикации поддельных и сфабрикованных выводов на основании источников в среде боевиков запрещённой в России группировки «Джебхат ан-Нусры» и «Белых касок» во исполнение указаний их западных и турецких хозяев. Так как в своём странном документе «эксперты» используют оборот «есть основания полагать», то и мы напомним, что есть ещё более весомые основания полагать, что действующие руководители ОЗХО, мягко говоря, не соответствуют возложенной на них высокой миссии, выполняя политические заказы своих западных кураторов…
Не ускользнуло от внимания заклятых «друзей Сирии» и некоторое потепление отношений Дамаска с Объединёнными Арабскими Эмиратами. Не скрывающее своих предпочтений интернет-издание Middle East Eye разродилось «эксклюзивным» материалом поз громким заголовком Мохаммед бен Заид подтолкнул Башара Асада к нарушению режима прекращения огня в Идлибе», утверждая, что в минувшем марте ОАЭ якобы предложили «режиму Асада» 3 миллиарда долларов в обмен на возобновление наступления на протурецких боевиков. Интерес правителей Абу-Даби заключался в оказании давления на Турцию, активно поддерживающую противников Халифы Хафтара (одним из спонсоров которого являются Эмираты) в Ливии. Именно с предполагаемыми закулисными переговорами сирийских властей с эмиссарами Абу-Даби (называются имена Али Аль-Шамси и Тахнуна бен Заида) анонимные источники связывают незапланированный визит в Дамаск министра обороны России Сергея Шойгу, настаивавшего на соблюдении перемирия в Идлибе. Упоминается в материале и недавний разговор между Башаром Асадом и наследным принцем Абу-Даби Мухаммедом бен-Заидом, обсуждавшим вопросы оказания гуманитарной помощи и восстановлению Сирии. Создаётся впечатление, что заказчики этой и других направленных против обвиняемого в «авторитаризме» бен-Заида публикаций, недовольных его «сотрудничеством с автократическим режимом Асада против демократических и исламистских движений», крайне раздражены «разбродом и шатанием» в ранее стройных рядах «антиасадовской» коалиции монархий Персидского Залива. Второй возможной целью провокационного вброса, содержащего обороты наподобие «Putin was furious», могло быть стремление в очередной раз посеять зёрна недоверия между Москвой и официальным Дамаском. Не в первый раз и не в последний…
* * *
По-прежнему неспокойно не только в «большом Идлибе», где активно выясняют между собой отношений главари различных террористических банд под «кучерявыми» кличками. К примеру, в середине недели вновь поползли слухи о захвате боевиками запрещённой в России группировки «Исламское государство» оазиса Эс-Сухна – своего рода «ворот» к древней Пальмире на востоке провинции Хомс. Опровергая эту дезинформацию, источник в сирийской армии предположил, что она может быть выгодна американцам, ищущим предлог для расширения и военных баз на территории страны, где нарастает сопротивление оккупантам, о чём пишет руководитель военно-политического Telegram-канала Astra Militarum Комиссар Яррик. В частности, представители некоторых родоплеменных союзов готовы поддержать официальный Дамаск в обмен за помощь в освобождении районов проживания арабских племен в «Заевфратье» на фоне усиливающихся арабо-курдских противоречий.
…Армия обороны Израиля опубликовала видео предполагаемой поездки командующего 1-м корпусом сирийской армии генерала Али Ахмада Асаада на позиции ливанской «Хизбаллы» в сирийской части Голанских высот, сопроводив это очередными угрозами:
«Сирийский режим будет нести ответственность за любую подрывную деятельность, начатую на его территории».
Не прекращаются провокации и убийства на юге Сирии (историческая область Хауран), где налицо попытки провоцирования племенной и этноконфессиональной розни между жителями провинций Дера`а и Эс-Сувейда. Всё это, по информации ряда социальных сетей, сопровождается обвинениями в адрес «режима Асада» и его спецслужб, боевиков ливанской «Хизбаллы» и «русских провокаторов, искусственно создающих очаг нестабильности на юге Сирии, чтобы оправдать своё присутствие». Тем самым целенаправленно подрываются усилия российского Центра по примирению враждующих сторон, совместно с представителями официального Дамаска пытающихся урегулировать сложную ситуацию на сирийском юге. В рамках амнистий предшествующих лет в 2018-2019 годах несколько тысяч вчерашних боевиков получили возможность вернуться к мирной жизни, однако застарелые этноплеменные и конфессиональные противоречия, многократно усугубившиеся в военные годы, «помноженные» на приграничный характер района с американским «осиным гнездом» в Эт-Танфе, делают ситуацию предельно сложной и потенциально взрывоопасной. Среди внешних игроков на юге Сирии, к слову, были замечены и вышеупомянутые Объединённые Арабские Эмираты, поддерживавшие так называемый «Южный фронт» и дистанцировавшиеся, в отличие от Саудовской Аравии и Катара, от радикальных экстремистских террористических группировок. Возможно, именно это обстоятельство не даёт покоя тем, кто усиленно подбрасывает «дровишки» в тлеющий костёр вооружённого противостояния в разных районах Сирии и стремится консолидировать внешний фронт поддержки террористов.
Примечания
(1) Общее количество выявленных случаев в регионе не столь велико, что может быть обусловлено не только слабым уровнем разрушенной войной медицины, но и объективными природно-климатическими факторами. «По оценкам медиков, в теплом климате Ближнего Востока вирус распространяется хуже. К тому же большинство населения региона – это молодые люди в возрасте до 30 лет, которые либо менее подвержены болезни, либо легче ее переносят. Однако в условиях конфликта вспышка может произойти, поэтому противоборствующие стороны пытаются принять определенные меры против эпидемии», – говорит ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Борис Долгов.
(2) Тем временем 4 апреля в порт Латакия прибыло 25 000 тонн пшеницы из России.