Работа может приносить очень много стресса, напряжение на работе может оказаться чрезмерным. И вот после одного особенно неудачного совещания вы выходите из себя и срываетесь на коллегу. Чтобы исправить ситуацию, нужно подойти к ней самокритично и осмысленно. Вот как следует действовать.
Будьте честны с собой. Первым шагом при работе с данной ситуацией будет честный взгляд на себя. Был ли это единичный инцидент, или такое происходит не первый раз? Если эмоциональные срывы для вас действительно нетипичны, знающие вас люди наверняка спишут это на ситуационные факторы. В таком случае может хватить искреннего извинения. Однако если это происходит регулярно, вам предстоит намного более сложный путь в восстановлении своей репутации.
Принесите извинения. Ваш следующий шаг — попросить прощения. В идеале это необходимо сделать при первой же возможности сразу после происшествия. Эффективное извинение содержит в себе шесть компонентов:
1. Выражение сожаления
2. Объяснение проступка
3. Признание ответственности
4. Выражение раскаяния
5. Предложение, как можно исправить ситуацию
6. Просьба о прощении
Не все аспекты одинаково важны. Было установлено, что самое главное — признание ответственности. Таким образом, когда вы будете извиняться за вспышку гнева, согласитесь с тем, что вы виноваты. Другой важнейший компонент извинения — предложение о заглаживании вины. Стоит объяснить, как вы собираетесь компенсировать причиненный вред.
Определите, что спровоцировало ваш срыв. На будущее, чтобы избегать срывов, полезно разобраться, что может их провоцировать. Может быть, нужно поработать со стрессом? Или вы выходите из себя, когда чувствуете, что на вас нападают? Есть ли конкретные люди, которые вызывают расстройство? Вы не смогли на работе отключиться от личных проблем? Как только вы определите причину, вы будете в состоянии работать над ней и в будущем будете реагировать более конструктивно.
Будьте последовательны. Чтобы вас начали воспринимать по-другому, нужно держать себя в руках всегда. Вследствие предвзятости подтверждения мы более склонны замечать те аспекты поведения, которые подтверждают наше мнение о человеке, а не те, что противоречат сформированному образу. Это несправедливо, но нужно учитывать такое обстоятельство, чтобы изменить мнение других людей.
Работайте над отношениями. Люди демонстрируют гораздо большую готовность простить вспышку гнева тому, с кем уже наработан внушительный социальный капитал, по сравнению с тем коллегой, который не находил времени для общения с ними. Таким образом, чтобы реабилитировать свою репутацию, крайне важно построить искренние взаимоотношения с окружающими.
Будьте терпеливы. Наконец, даже если вы сами уже успели оправиться от инцидента, другие могут все еще находиться под впечатлением. Таким образом, даже если вы уже многие недели показываете себя с самой лучшей стороны, другим может потребоваться больше времени, чтобы поверить в реальные перемены. Продолжайте в том же духе, и они заметят.
Да, восстановиться после срыва на работе может быть трудно. И все же, даже если изменить мнение других не всегда легкая задача, при постоянстве, концентрации и терпении она однозначно выполнима.
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Патрисии Томпсон в HBR Россия «Что делать, если вы сорвались на работе». Другие материалы о развитии личных качеств и навыков вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.