Найти тему
Валерий Грачиков

Бравый морпех – гроза фрицев

В Интернетах можно найти вот такую чудесную фотографию. Бравый моряк, обмотанный пулеметной лентой, как братишка-балтиец в 1917 году, смотрит героически сосредоточенно, готовый на бой с врагом.

Это – постановочное фото, сделанное для иллюстрации статьи «Ненависть владеет балтийскими моряками», опубликованной в «Ленинградской правде» 5 сентября 1941 года (№212). Желающие могут ознакомиться на сайте Российской президентской библиотеки – есть желание, почитайте.

-2

Сама статья – былинно-пафосная. Вряд ли пленный немец, перед тем, как его пустили в расход, интересовался «всем известным своим бесстрашием старшим лейтенантом Боковней». Впрочем, когда немцы приближались к Ленинграду, именно такие статьи и были нужны. И потом тоже.

Но для меня было интересно другое. Вот этот самый моряк с фотографии. Кстати, вот его другое фото, которое лично мне нравится больше. Тут он настоящий, а не пафосный с официальной фотографии:

-3

В статье про него - только подпись под фотографией:

«впереди отважный старшина – Н.Ф. Горановский».

Интересно, а что с ним стало после того, как 31 августа 1941 года его сфотографировал фронтовой корреспондент? И почему он попал в газету?

Его звали Николай Федорович Гарановский (также упоминается как Грановский и Горановский) и был он на тот момент командиром взвода в разведроте старшего лейтенанта Боковни.

На момент начала войны Гарановскому было 24 года, с 1936 года он служил на флоте, в кадровой отдельной бригаде моряков. В составе бригады дрался под Таллином, потом уцелевшие остатки отошли к Луге. Во время боев на подступах к Ленинграду и была сделана эта фотография.

В дальнейшем за эти бои Гарановского представили к «Красной звезде», но в итоге наградили только медалью «За отвагу». В наградном листе:

«организовывал бойцов в атаки… отлично разведал передний край обороны…»
-4

То, насколько эпичны были приключения Гарановского и его однополчан, тогда, в 1941 году, можно узнать из наградного его командира – Степана Иосифовича Боковни.

«Всем известный своим бесстрашием Боковня» на момент начала войны уже был награжден орденом Ленина за финскую. Так что да – среди морпехов он был личностью известной. За бои в 1941 году на Лужском рубеже его наградили только в июне 1942 года орденом Красного Знамени.

-5

И когда читаешь этот наградной, то понимаешь, что про моряков решили написать в газете не зря. Потому что отряд под командованием Боковни с 13 по 20 августа 1941 дрался, удерживая определенный ему рубеж, Отошли моряки только, когда пришел приказ и рядом не осталось никого – они отходили последними.

Послевоенное фото командира Гарановского - Степана Боковни
Послевоенное фото командира Гарановского - Степана Боковни

38 человек, оставшиеся от отряда, попали в окружение и вышли к своим по лесам и болотам через три дня. Вот после этого как раз и была сделана фотография Гарановского. Потом его бойцы, в том числе и Гарановский, дрались под Копорьем и далее на Ораниенбаумском пятачке.

Гарановский уцелел в тех боях. Потом еще много раз ходил в разведку, разведывал минные поля, расположение огневых точек. В 1943 году был командиром отдельной разведроты в звании лейтенанта. 18 ноября 1943 года его наградили медалью «За оборону Ленинграда». В это время он воевал в составе 120 сд.

27 января 1944 года на Гарановского был подписан наградной лист на орден Отечественной Войны II степени. Там в очередной раз отмечаются подвиги бравого разведчика:

«Захватил двух пленных, одного из них лично, не имея при этом потерь среди личного состава роты».

Приказ на награждение подписали 16 февраля 1944 года.

Вот только лейтенант Гарановский этот орден уже не получил. 2 февраля 1944 года он сложил свою голову под Лугой в поселке Ящера.

---------

Для того, чтобы было удобнее находить мои статьи на Дзене, подпишитесь на канал и тогда его удобно изучать в разделе подписок.