С огромной опаской отношусь к фильмам, повествующим о древнейшем прошлом человечества, поэтому «Последнего неандертальца» решилась посмотреть не сразу и после долгих колебаний. Но все же посмотрела. И не пожалела. Поглядеть, действительно, есть на что.
Однако, все по порядку. «Последний неандерталец», французский фильм 2010 года, режиссер Малатье, в главных ролях Аруна Шилдс и Саймон Пол Саттон. Фильм снят по роману Марка Клапчински.
Сначала о хорошем, которого много.
Во-первых, и режиссер, и актеры и вся съемочная группа – просто молодцы. Без шуток. Решиться на съемку фильма о каменном веке непросто. Потому что зрительский интерес вовсе не гарантирован (а так в нашем случае и вышло), зато тапками и шкурками от бананов будут кидаться все на свете, начиная от археологов и кончая адептами фолк-хистори.
Да и задача перед артистами стояла – мама не горюй! Полтора часа экранного времени провести без нормального текста, лишь жестами, разными выкриками и лопотанием играя сильные чувства, да так, чтобы это не вызывало смеха… В общем, не позавидуешь ребятам. Но они очень старались.
Во-вторых, есть действительно эпичные моменты, хорошо передана красота и, я бы сказала, безбрежность, первобытной природы. Большую часть сцен снимали, кстати говоря, в Крыму.
В-третьих, видно, что создатели фильма консультировались у специалистов, и вообще, интересовались тем, что знает сегодня наука об этом периоде – 30 тысяч лет назад. И даже кое-что использовали в фильме.
И на этом, видимо, о хорошем все. Дальше – о не очень хорошем.
Прежде всего, сама фабула вызывает серьезные вопросы.
Имеется некий неандерталец Ао (Саймон Пол Саттон). Он со своим племенем живет – внимание – на севере Сибири! В Сибири стоянки неандертальцев действительно обнаружены, но только на Алтае. А этот район «севером Сибири» назвать довольно сложно.
Ао храбро защищает свое племя от белого медведя, схватка с ним показана довольно эффектно. Но затем героя постигает трагическая участь – всех его соплеменников убивают злые-презлые хомо сапиенсы. Он достаточно правдоподобно выражает отчаяние по этому поводу (актер Саймон Саттон в самом деле хороший!), а потом вспоминает, что у него есть брат. И брат этот живет – опять внимание! – в Испании! В детстве их, оказывается, разлучили, и Ао пришлось покинуть родные места и уйти со своим новым народом на «север Сибири». Ничего себе, маршруты для ледникового периода? Конечно, археологи находят сегодня неоспоримые свидетельства того, что люди в ту эпоху совершали достаточно длительные путешествия, но это были исключительно сапиенсы. Но даже и для них такой маршрут был бы совершенно невероятным. Почитать о странствиях кроманьонцев можно на моем канале здесь.
Ну так вот. Ао отправляется в дальний путь на Пиренейский полуостров, по дороге попадает в плен к злым сапиенсам, спасается, а еще у него завязываются романтические отношения с кроманьонской женщиной Аки. Вместе они приходят к родной пещере Ао, но брата в живых уже нет. Финал: Ао и Аки счастливо живут вместе, вдалеке от злых сапиенсов и белых медведей и вместе воспитывают маленькую дочку Аки.
Тот факт, что кроманьонцы поубивали всех соплеменников Ао, в целом, не вызывает особых вопросов. Раскопки дают возможность воссоздать поразительные по жестокости картины стычек между нашими предками и неандертальцами. Кроманьонцы запросто могли бы не просто перебить всех соплеменников Ао, но еще и съесть их. Неправдоподобным в этой истории кажется характер Ао. Он такой, знаете, миролюбивый пацифист, искренне изумляющийся жестокости кроманьонцев. Любит природу, наигрывает на флейте, добр к женщинам и детям. Душка! В то время, как археология имеет неоспоримые доказательства того, что неандертальцы вовсе не были такими милыми и пушистыми, а даже напротив.
Ну и по мелочи. Аки в этом фильме показана смуглокожей, а Ао – белым, что, в целом, соответствует нынешним представлениям. Однако, Ао слишком, я бы сказала, грацилен. Такой жилистый активный парень со сложным гримом. За исключением этого грима ничего не говорит о том, что Ао – неандерталец. Все же, уместнее смотрелся бы более приземистый и ширококостный актер. И флейта неандертальцев, как выяснилось, красивая фантазия. Знаменитая кость из Дивье Бабе, которую считали флейтой, все же, не более чем просто кость, погрызенная гиеной. От зубов этого зверя и остались дырочки.
В фильме есть весьма трогательный момент, когда Аки выхаживает Ао, заболевшего непонятной болезнью. Некоторые современные исследователи считают, что неандертальцы могли заразиться от кроманьонцев тропической лихорадкой, которая способствовала их вымиранию. Правда, сейчас эта версия кажется весьма спорной. Слишком небольшими группами жили неандертальцы и слишком разрозненно, чтобы их могла всех сразу настигнуть эта зараза. Впрочем, в фильме все показано очень мило и довольно убедительно: Ао страдает, Аки заботливо поит его какими-то отварами из трав и делает компрессы. Все просто замечательно, кроме одного «но». Археологи склонны считать именно неандертальцев знатоками первобытной фармакологии и мастерами по травяным сборам. Тому немало свидетельств.
Но Аки в этом фильме не только лечит Ао, она еще и цивилизует его, обучая, например, метанию дротика и показывая ему рисунки на стенах пещеры.
В общем, очень получился толерантный фильм. И хомо сапиенсы в нем плохие и агрессивные, а коренное население – неандертальцы – хорошие и миролюбивые; и мужчина придурковат, хоть и мил, а женщина умна, хоть и слегка стервозна, и вообще, пропал бы без нее этот придурок Ао. И феминизм соблюден и политкорректность.
Не украшают исторические фильмы, на мой взгляд, такие лобовые параллели с современностью.
А вы как считаете?
Еще интереснее о фильме "Последний неандерталец" рассказывает антрополог Дробышевский. Посмотреть беседу с ним можно здесь.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилось, ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал, здесь всегда много интересного!
Буду благодарна за все комментарии и замечания, особенно критические.