Скоро Пасха, поэтому я решила немного отойти от темы Крыма и рассказать про Иерусалим. Наверное, можно выделить три основных момента, с которыми многие ассоциируют Священный город: Благодатный огонь, Храм Гроба Господня и Стена Плача. Начнем, пожалуй, со Стены Плача. Почему же она так называется, почему люди всех вероисповеданий стремятся сюда попасть?
На самом деле на иврите стена именуется Котэль (Котэль Маарави - Западная стена), с английского название также переводится как Западная стена. Дело в том, что сохранился лишь фрагмент западной стены, когда-то окружавшей Храмовую Гору, а если быть точнее, то это даже остатки опорных сооружений, которые некогда служили укреплением Храмовой горы. Евреи приходили сюда, чтобы оплакивать разрушенные в один день, хоть и в разные годы, Первый (Храм Соломона) и Второй Иерусалимские Храмы. Этот день считается траурным - по еврейскому Закону, при посещении Западной Стены верующий обязан горевать и надрывать свои одежды.
Но самое интересное, что время от времени на Стене Плача выступают капли воды, очень напоминающие слезы. Ученые не могут разгадать причины появления этих "слез". Последний раз стена "плакала" в 1940-м году...
На площади перед Стеной Плача принято проводить торжественные мероприятия в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима. Проходят здесь и религиозные еврейские праздники, а также приносят присягу новобранцы Армии Обороны Израиля.
По традиции мужчины подходят к Стене Плача слева, а женщины – справа. К Стене Плача могут подойти и не евреи, но при этом особое внимание уделяется одежде - женщины обязательно должны быть соответствующим образом одеты (прикрыты колени, плечи, грудь), на голове желателен платок. Некоторые туристы этого не соблюдают, но, понимая, в каком месте ты находишься, все же рекомендуется следовать традициям.
Высота видимой нами части Стены Плача составляет 19 м (28 рядов камня, установленных без скрепляющего раствора), а часть стены скрыта под землей (17 рядов). Первые 7 рядов были построены еще при царе Ироде I Великом (Царь-Строитель, но при этом "злой гений Иудейской нации"). Последние, верхние три слоя, были положены по распоряжению Верховного Муфтия Иерусалима с 1948 по 1967 год.
В Мидраше (раздел Торы (закона)), которая включает в себя толкование коренных положений еврейского учения, сказано, что Творец поклялся, что эта часть стены не будет разрушена. И хотя Иерусалим перенес множество войн, и все другие стены, окружавшие Храмовую Гору были разрушены, Западная стена осталась!
В том же Мидраше говорится, что Божественное присутствие всегда ощущается у этой стены, что любая молитва, сказанная здесь, будет услышана.
Так откуда же пошла традиция - писать и оставлять записки в Стене Плача? Оказывается, еще в 12 веке в Иерусалиме существовал обычай вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Считалось, что это убережет путешествующего от опасностей в дороге. По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Был и такой обычай - писать или выбивать на камнях имена больных и нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях можно разглядеть надписи с выбитыми именами. Раввины Иерусалима осуждали эти поверья, тем более, что эти действия наносили разрушения святыни. Поэтому в качестве альтернативы было предложено вкладывать записки.
Полагается, что первую записку здесь оставили более 300 лет назад в 18 веке. В рассказе Мункачского Ребе говорится о раввине Хаим бен Аттар (Ор Хаим) из Марокко. К нему пришел обнищавший человек, который не мог даже позволить себе купить еду для своей семьи. Ор Хаим написал ему амулет на пергаменте и поручил поместить его между камней Стены Плача. Есть история и об ученике Ор Хаима, который планировал уехать в Иерусалим из Марокко. Ор Хаим также поручил ему поместить записку в Стене по его прибытии.
И по сей день люди разных национальностей оставляют в трещинах между камней послания со своими просьбами и молитвами.
По традиции, дважды в год происходит очищение Западной Стены от записок, оставленных молящимися: перед Рош ха-Шана (еврейский Новый год, который проводится осенью), а также перед Песахом (еврейская Пасха). Под руководством Шмуэль Рабиновича, главного раввина Стены Плача и святых мест, а также помощников, назначенных им, происходит их захоронение на Масличной горе (еврейское кладбище Ар Азейтим), в генизе (место хранения пришедших в негодность свитков Торы), созданной специально для священных текстов. Евреи объясняют, что иначе с ними поступать нельзя, так как каждая записка - это обращение к Богу, которое имеет особенное значение и обладает большой силой, и что все письменные обращения должны дойти до Всевышнего.
Раввин Шмуэль Рабинович получает сотни писем ежегодно. Письма часто не имеют адреса доставки и могут быть подписаны очень просто: "Богу", "В Иерусалим", "В Стену Плача". Эти письма собираются и также относятся к стене. Множество интернет-сервисов предлагают отправить свои записки к Стене Плача - эти записки распечатывают и вставляют в Стену. Например, такую услугу через факс организовала Израильская телефонная компания, этим также занимается и ряд благотворительных сайтов.
На основании херема (запрета) запрещается евреям читать записку, которая была вставлена в Стену Плача, однако записку, которую оставил Барак Обама прочитали сразу же - ее вынул студент семинарии и затем продал газете Маарив.
Мы тоже написали свои записки, и со спокойной душой, мы ведь не Обамы, вложили их в свободные щели - поверьте, найти место для записки сложновато! Верим, что наши просьбы будут услышаны!