Найти тему
Морская коллекция

Крейсера. Секретная операция капитан-лейтенанта Семечкина. Клипер «Забияка»

Оглавление

Тяжелый и медленный ход русско-турецкой войны 1877-1878 годов все-равно привел русскую армию под стены Стамбула. Победитель диктовал условия, а в Мраморном море появилась британская эскадра. Часть плодов победы у России отняли на Берлинском конгрессе 1878 года, Сан-Стефанский мирный договор был пересмотрен, славянскому единству был нанесен смертельный удар.

Еще с 1863 года новый русский флот принял для действий против стратегического врага, Великобритании, крейсерскую доктрину по борьбе с британской торговлей. Каждому крейсеру был нарезан свой кусок Атлантического, Индийского и Тихого океанов, с привязкой к базам и судам обеспечения и с целями на военный период. Так как за созданием антирусской коалиции на конгрессе стояла "англичанка", а "Большая игра" набирала обороты, план обновили и установили, что кораблей для полного "покрытия" океана недостаточно.

Нехватку решили закрыть срочной закупкой быстроходных кораблей в США, с которыми тогда поддерживались дружеские отношения. Толчком послужили докладные записки участника первой американской экспедиции Л. П. Семечкина, детально обосновавшего планы крейсерской войны против англичан на аудиенции у императора. Без американского хлопка и австралийской шерсти, по которым должен был быть нанесен основной удар, Британскую империю ждал крах.

-2

27 марта 1878 года по приказу Императора Александра II в Североамериканские соединенные штаты (САСШ) была отправлена группа русских моряков под командованием капитан-лейтенанта К.К. Гриппенберга. Руководство предприятием было возложено на адъютанта Генерал-адмирала Великого Князя Константина Николаевича капитан-лейтенанта Л.П. Семечкина.

Леонид Павлович Семечкин. Российский морской офицер и теоретик кораблестроения.
Леонид Павлович Семечкин. Российский морской офицер и теоретик кораблестроения.

16 апреля на зафрахтованном германском лайнере «Cimbria» в Сауз-Уэст Харбор (штат Мэн) прибыли 66 офицеров и 606 матросов из России. 26 апреля прибыло руководство- Л.П. Семечкин, лейтенанты А.Р. Родионов, А.М. Хотинский и поручик Корпуса корабельных инженеров Н.Е. Кутейников. В кармане у Семечкина "звенел" аккредитив на 1,7 миллиона долларов. Матросы и офицеры были щедро обеспечены подъемными и командировочными. Путешествие русских моряков было прикрыто легендой об эмиграции.

Захолустный Сауз-Уэст Харбор в итоге был поднят на уши, почти 700 "эмигрантов" в одинаковой одежде и с отменной военной выправкой насторожили таможенную службу. На пароход наведалась комиссия военных. В итоге разобрались, оставшиеся жить на корабле "эмигранты" наладили с местными дружбу с полным взаимопониманием. Но тогдашние газетчики своего не упустили. Сенсация о целом корабле русских военных и их планах прокатилась по всем газетам. Семечкину пришлось пихать некоторым газетчикам по штуке баксов, чтобы они умерили пыл. Газеты тогда стали очень благожелательны.

Но английские агенты успели взять след. За передвижением русских организовали слежку. В итоге англичане начали скупать свободные суда, чтобы они не достались русским (это еще и цены взвинтило), канадская береговая оборона была усилена, а с «Цимбрии» пришлось спускать с трапа и английского консула и военно-морского атташе, лично прибывших насчет разнюхать все на месте.

-4

Из соображений секретности и защиты государства США от английский претензий корабли приобретались по сложной схеме.Интересы России (Семечкина) представлял банкир Уортон Баркер из Филадельфии. Корабли приобретались на его имя, по его заказу переоборудовались для использования в военных целях, а затем, после выхода из американских территориальных вод, поднимали Андреевский флаг.

В США было найдено, куплено и переоборудовано три гражданских корабля, превратившихся в итоге в российские крейсера «Европа», «Азия» и «Африка». Общая сумма покупки за три парохода составила 860 000 долларов. Плюс переоборудование.

Но этого было мало. Еще один корабль («Крейсер № 4») пришлось заказывать на верфи. Этот «Крейсер № 4» уже имел свои задачи по боевому расписанию : блокада острова Ньюфаундленд и берега Канады, а также Вест-Индии, задерживать суда, идущие в Англию с морепродуктами и хлопком. Кроме того, по техническому заданию, доработанному лейтенантами А.К. Гриппенбергом-младшим и А.Р. Родионовым, он должен был быть эскадренным разведчиком и посыльным судном, а в мирное время нести службу стационера в иностранных портах.

Техническое задание предусматривало постройку быстроходного корабля с экономичной силовой установкой и большой дальностью, с небольшой осадкой, мощным вооружением, парусным оснащением барка и сравнительно небольшим экипажем около 100 человек с комфортными условиями размещения.

На постройку «Крейсер № 4» был объявлен конкурс, в котором приняли участие В. Уэбб (Бостон), Полион (Нью-Йорк) и В. Крамп (Филадельфия).

Лучшие условия предложила верфь Уильяма Уэбба, с наименьшей стоимостью и максимальной проектной скоростью. Однако контракт получила верфь Уильяма Крампа из Филадельфии, по случайному совпадению земляка банкира Баркера, доверенного лица Семечкина.

Стоимость проекта была согласована в 275 000 долларов. Контракт Баркера с Крампом был подписан 29 июня 1878 года. Разработкой проекта с 19 июня, еще до подписания контракта, по устному соглашению занимался старший сын Крампа-Чарльз.

Схема была та же. Построенный крейсер выводили в море под американским флагом, с американскими номинальными капитаном и старпомом, а в море поднимался Андреевский флаг и оформлялась продажа корабля российскому флоту. Таким нехитрым образом обходились ограничения, установленные американскими законами.

6 месяцев ушло на проект, водоизмещение выросло до 1236 тонн, длина по ГВЛ 67,4( или 76,06) метров, наибольшая ширина 9,144 метра, средняя осадка 4,14 метра (носом 3,84, кормой 4,45). Это привело к недобору скорости на испытаниях.

Верфь_Уильяма_Крампа
Верфь_Уильяма_Крампа

Строительство шло практически круглосуточно. С российской стороны наблюдающими за проектированием и постройкой были назначены прапорщик Ф. А. Брикс и лейтенант А. К. Гриппенберг, а после смерти Гриппенберга 24 июня 1878 года, — Н. Е. Кутейников и вновь назначенный командир корабля капитан-лейтенант Л. Н. Ломен.

«…На 17 августа клипер находиться в постройке, поставлен набор, кладется обшивка. Главные части машины готовы. Котлы окончены на половину. Все предметы, входящие в состав вооружения, в работе… пробы железа, употребляемого на постройку, производятся при помощи пресса и сгибанием швов в холодном состоянии. Прием железа очень строг, и потому мы достигаем самых лучших результатов. Постройка ведется под наблюдением и руководством поручика Кутейникова. Строители стараются щегольнуть своим произведением и доставить русскому флоту хороший образец американского искусства в кораблестроении» ( из доклада Семечкина управляющему Морского министерства).

Закладка корабля произошла 1 июля 1878 года. Здесь в литературе есть расхождения-по старому или новому стилю дата, встречаются оба варианта-19 июня (1 июля) и 1(13) июля. Скорее всего верна первая дата, ибо формировать корпус начали одновременно с началом доработки проекта. Корабль строился ударными темпами, уже 9 (21) октября 1878 года он был спущен на воду. В ходе строительства крейсер сменил несколько названий-«Язу», «Австралия», «Америка». Русские активно путали потенциального противника. Лишь 12 октября ему было присвоено настоящее имя-«Забияка», в честь парусной шхуны (тип «Гонец»).

На стапеле в Филадельфии. В 1878 г.
На стапеле в Филадельфии. В 1878 г.
На стапеле.
На стапеле.

С 25 октября крейсер «Забияка» был зачислен в списки российского флота и на его борт поднялась команда во главе с капитан-лейтенантом Л.Н. Ломенем.

Корабль не только имел несколько имен, его классификация, по российским документам, также неоднозначна. Его называли крейсер, клипер, а иногда просто пароход.

К декабрю 1878 года крейсер был готов к испытаниям на ходу, но подвела погода. Река Делавэр покрылась толстым льдом, вывести корабль в открытое море было невозможно. Зато в январе из Кронштадта прибыли пушки. После монтажа вооружения водоизмещение корабля возросло до 1202 тонн. В конце февраля 1879 года крейсер смог выйти на ходовые.

На испытаниях 27 февраля (11 марта) 1879 года корабль развил скорость по лагу в 15,5 узлов на 1433 л. с. мощности машины.

Окончательная стоимость корабля с артиллерией и всеми запасами составила 167 662 доллара. После подписания акта приемки настало приятное время для заказчика. Несмотря на небывалые темпы строительства и хорошее качество работ, Крамп влетел на большие штрафы.

«… Клипер был спущен на воду на 9 дней позже договорного срока. Швартовые испытания машин и механизмов продолжались более 3-х суток. Верфь за нарушения пунктов договора выплатила штраф: за просрочку готовности (9 дней) – 63 тыс. долларов; за переуглубление (на 9 дюймов) – 60 тыс. долларов; за недостачу хода (на 0,5 узла) – 35 тыс. долларов.»- отчитался Семечкин о дополнительных доходах казны.

Всего штраф составил 158 000 долларов при договорной 275 000 долларов, Крамп получил лишь 117 000 долларов. В результате «Забияка» был построен за границей, быстро, хорошо, и очень дешево.

Вся экспедиция с приобретением четырех крейсеров обошлась российской казне более чем в 2,8 млн долларов.

27 мая 1879 года на крейсере, покинувшем территориальные воды США был поднят Андреевский флаг и корабль направился в Гавр по дороге в Кронштадт.

17 июня при проходе через Ла-Манш в отличную солнечную погоду на расстоянии 10 миль был обнаружен коммерческий пароход. Но просто разойтись в широком проливе не получилось. После сближения до 10 кабельтовых корабли начали маневры.

Как утверждают, пароход маневрировал на столкновение, «Забияка» - на уклонение. Победил пароход, протаранив корму новейшему русскому крейсеру и распоров обшивку от бизань-мачты до гакаборта на длине 6,7 метра.

Сделав дело, пароход покинул место столкновения, не оказав помощи.

«Забияка» тем не менее, смог сам дойти до порта и встал на ремонт, продлившийся два месяца. Ремонт в доке компании Thames Iron Works (Лондон) оплатила казна Ее Величества. Стало известно и название корабля-тарана-«Лорд Байрон» с припиской в Саутгемптоне.

-8
-9
Забияка в доке после столкновения с английским пароходом «Лорд Байрон»
Забияка в доке после столкновения с английским пароходом «Лорд Байрон»

5 августа клипер пришёл в Кронштадт.

Против Англии крейсерствовать ему не пришлось. Большую часть службы корабль провел на Тихом океане, где проводил гидрографические работы и охранял от браконьерских судов воды Берингова моря, а также входил в состав Первой Тихоокеанской эскадры и эскадры Тихого океана адмирала С. С. Лесовского. Клипер также неоднократно бывал на Балтике, Средиземном и Черном морях.

С 1 февраля 1892 года по новой классификации он- крейсер II ранга.

Крейсер участвовал в боевых действиях во время восстания ихэтуаней в Китае 1900 года и в русско-японской войне. Свой путь крейсер закончил в осажденном Порт-Артуре, разделив учесть затопленных кораблей 1-й Тихоокеанской эскадры.

-11

-12

-13

-14

-15

1880-е
1880-е
-17

Продольный разрез и план жилой палубы клипера "Забияка". 1879 г.

1 — шкиперские запасы; 2 — погреб боезапаса; 3 — парусная кладовая; 4— водяная цисцерна; 5 — камбуз; 6— угольная яма; 7 — выгородка центробежной помпы; 8 — помещение опреснителя; 9—главный паровой котел; 10—выгородка вспомогательного котла; 11 — главная паровая машина; 12—кладовая машинных запасов; 13—снарядный погреб; 14 — сухая провизия; 15 — кладовая; 16 — изолятор; 17 — рундуки в кубрике команды; 18 — канцелярия; 19—каюта боцмана; 20 — выгородка помп Доутона; 21 — кают- компания; 22, 23, 24 — спальня, салон и ванная командира; 25, 26 — командирский буфет; 27 — штурманская каюта; 28 — каюты офицеров; 29 — офицерский буфет; 30 — лазарет; 31 — выгородка для хранения коек команды; 32— минная кладовая.

«Забия́ка» ( с 12 октября 1878 года, до этого «Австралия», «Америка», заложен как «Язу»). Верфь Уильяма Крампа в Филадельфии, США. Заложен 19 июня (1 июля) или 1(13) июля 1878 года, официальная закладка 22 июля 1878 года, спущен на воду 9 (21) сентября или октября 1878 года, 25 октября 1878 года зачислен в списки российского флота, вступил в строй 27 мая (8 июня) 1879 году. 15 апреля 1904 года разоружен. Погиб в Порт-Артуре 12 октября 1904 года во время бомбардировки осадной артиллерией. 19 декабря перед сдачей крепости был подорван корпус. Выведен из состава Сибирской флотилии в 1905 году

Водоизмещение 1236 тонн. Длина 67-67,4 м. Ширина 9,14 м. Осадка 3,84 носом/4-4,45 кормой, м. Глубина интрюма (от верха кильсона до низа бимса на миделе) - 5,33 м, среднее углубление - 4,14 м
Двигатели- вертикальная машина двойного расширения, 2 двойных цилиндрических котла, 1426, 1450,1557 и.л.с, 1 винт. Скорость максимальная 15,5 узлов. Скорость 14,2 узла. Запас угля 200/320 тонн. Дальность плавания 4500/6000 миль при 10 узлах,полным/экономичным ходом (6.5 узлов) 3900/7800 миль. Автономность плавания 15 дней (на полном ходу), 25 дней (на половинном ходу). Экипаж: 11 офицеров и 144 нижних чинов или 16 офицеров и 135 нижних чинов или 13 офицеров и 140 матросов или 17 офицеров и 135 матросов
Вооружение: 1879: 2 × 6"/23,3 (24-х фунтовые обр. 1867 г), 4 × 9-фн/20(107 мм/20)стальные казнозарядные, 1 × 3-фн горная обр. 1867 г., 4 × четырехствольных пушки Пальмкранца
1884: 2 × 6"/23,3, 5 × 9-фн/28, 1 × 63,5-мм Барановского, 4 × 37-мм пятиствольных Гочкиса
1886: 2 × 6"/23,3, 4 × 9-фн/28, 1 × 63,5-мм Барановского, 6 × 37-мм пятиствольных Гочкиса
1891: 4 × 9-фн/28 обр. 1877 г, 1 × 63,5-мм Барановского, 6 × 47-мм Гочкиса, 6 × 37-мм пятиствольных Гочкиса, 1 палубный поворотный ТА, 1 минный плотик

*В некоторых справочниках упоминаются две машины двойного расширения и 2 винта, что явно не соответствует действительности.

Трехмачтовый корабль с парусным вооружением баркентины, клиперским форштевнем и острыми клиперскими обводами. Корпус композитный, в основном из железа, лишь некоторые детали, типа бимсов под полом крюйт-камеры-из дерева. Обшивка днища железная, под регулярную очистку и покраску. Две сплошные палубы- верхняя и жилая, а также платформы. Двойное дно не предусмотрено. Усиленное водоотливное оборудование (10 механизмов по откачке или подаче для пожаротушения).

Длина по палубе  71,0 метр, по грузовой ватерлинии  67,4 метра, длина между перпендикулярами 67,0 метров, ширина наибольшая 9,1 метра, осадка форштевнем 3,84 метра, ахтерштевнем 4,45 метра. Полное водоизмещение  1236 тонн. Глубина интрюма по миделю (от верха кильсона до низа бимса) 5,33 метра. Трюм разделён на 9 отделений водонепроницамыми переборками.

Силовая установка включала в себя вертикальную паровую машину системы компаунд с проектной мощностью 1400 л.с. Машина показала себя очень надежной, за 1880-1883 годы наработан 4491 час без поломок. Однако недостатком этого типа машины являлась ее высота-она (крышки цилиндров) на полметра была над верхней палубой. На машину работали два двусторонних котла. Для остальных целей использовался вспомогательный котел. Полная ёмкость угольных ям составила 300 ( по другим данным 325,5) тонн. Дополнительно в мешках на палубу можно было принять ещё 20 тонн.

Парусный рангоут проектировался на основе архангельских клиперов. Три мачты и бушприт без утлегаря с парусным вооружением баркентины. Прямые паруса на фок-мачте, косые - на остальных, общая площадь парусов 1143,8 м2.

-19
-20
-21
-22
-23
-24
-25
-26

По проекту на крейсере полагалось 135 человек. В ходе службы часть штатных должностей была сокращена, часть добавлена.

Первоначальное вооружение крейсера - два шестидюймовых орудия (2 × 152 мм /28 (6-дюймов) пушки образца 1867 года Обуховского завода) и четыре 9-фн орудия(4 × 107 мм/20 (9-фунтовые) пушки образца 1877 года).

При постройке в Америке были установлены две картечницы Гатлинга, по приходу в Кронштадт в 1879 году они были заменены на четыре скорострельных одно дюймовых (25,4 мм)четырехствольных пушки Пальмкранца. 3-фн десантная пушка (1 × 63,5мм/ (3-фунтовое) медное горное орудие) была поставлена по приходу корабля в Кронштадт. Еще в Америке офицеры приспособили буксируемый шлюпкой минный плотик для пуска торпеды Уайтхеда.

9-фн пушка образца 1877г, 1902 год
9-фн пушка образца 1877г, 1902 год
-28
25,4 мм четырехствольная пушка Пальмкранца
25,4 мм четырехствольная пушка Пальмкранца

После прихода в 1879 году в Кронштадт крейсер дооснастили остальным минным оборудованием: минбалками для мин заграждения, минами заграждения, палубным минным аппаратом для стрельбы торпедой Уайтхеда по траверзу, кормовым буксирным шестом.

-30
-31

Для подачи сигналов были установлены фонари Табулевича. На левом борту на рострах у шкафута располагался паровой катер, на правом - 12-вёсельный баркас. Паровой катер имел на вооружении две шестовые мины и прожектор. Оба гребных судна обслуживались прямыми шлюпбалками.

В 1883-1884 годах, после первого заграничного похода, крейсер прошел ремонт с устранением выявленных недостатков.

В 1884 году «Забияка» прошел перевооружение на пять 9-фн орудий образца 1877 года с длиной ствола 28 калибров на металлических бортовых станках системы Барановского. Одновременно заменили горную пушку на активно внедрявшееся на флоте 63,5мм десантное орудие Барановского образца 1877 года. Две 37-мм пятиствольных револьверных пушки Гочкиса заменили четырёхствольные картечницы Пальмкранца на банкетках впереди фоковых вант (угол горизонтального огня 100°). Кормовая пара пушек Пальмкранца демонтировалась, а остальные две пушки Гочкиса, на "четырёхногой" станине, вынесли на крылья мостика у грот-мачты (угол горизонтального огня 145°).

Кроме того были заменены американская топка на английскую топку фирмы «Лидс форджес компани»; поставлен новый вспомогательный котёл; трубы парового отопления опустили до уровня жилой палубы; установлены два эжектора Фридмана N10; две 7-дюймовые помпы Даутона; заменён руль на больший по площади в полтора раза (5,109 м³); переменили руслени и сделали съёмными волноотводы, расположенные под ними; переменили бакаут; вырубили новые штормовые шпигаты; во флортимберсах угольных ям поставили четыре водонепроницаемые горловины для доступа в междудонное пространство; установлена новая динамо-электрическая машина обнесённая щитами для уменьшения шумности; прожектор перенесли на площадку спереди фок-мачты; установлены две стрелы для сфероконических мин; на полубак установлен минный аппарат; определено постоянное место для якорей и вьюшек мин заграждения; коловратная машина Яблочкова демонтирована.

В 1886 году в Севастополе американские котлы заменили на новые, производства Кронштадтского пароходного завода. Одновременно демонтировали носовое 9-фн орудие и установили последние два 37-мм орудия Гочкиса (сектор горизонтальной наводки 140°).

В 1891 году вместо снятых пушек главного калибра (11,6 тонн), установили шесть 47-мм одноствольных пушек Гочкиса (4,6 тонн) с боекомплектом 425 выстрелов на ствол. Четыре орудия стреляли через порты "шестидюймовок", ещё два через вновь сделанные порты напротив шпиля.

Новые котлы к марту 1897 года изготовил Балтийский завод. После испытаний их отправили во Владивосток. 2 декабря 1899 года их уже установили, одновременно капитально отремонтировали палубы, фальшборт и рангоут.

-33
-34
-35
-36
-37

-38
-39
-40
-41
-42
-43
-44
-45

26 летняя служба крейсера «Забияка»- в следующей статье.

Больше, лучше, подробнее-здесь:

-46

систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Флот 21-го века.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам