12 апреля в День Космонавтики нам хочется вспоминать каков был первый полет человека в космос, каким запомнился Юрий Гагарин, простой советский парень с доброй улыбкой. А я решила вспомнить, на каком самолете Гагарина доставили на торжества в Москву.
Ровно через два дня после головокружительного полета, за Гагариным прилетел самолет Ил-18 – один из первых советских турбовинтовых самолетов. «Илюша» создавался как ответ на новый запрос времени – воздушные перевозки развивались интенсивно, требовались новые скорости и дальности самолетов. Четыре новых газотурбинных двигателя как раз были призваны обеспечить ему эти характеристики.
Ил-18 на несколько десятилетий стал самым массовым самолетом «Аэрофлота», всего было выпущено свыше 800 машин и около 20 модификаций.
Интересно, что именно на базе Ил-18 (Ил-18 «Салон») был создан первый правительственный борт для перевозок высокопоставленных лиц – этой модификацией пользовался и Хрущев (хотя для него разрабатывался другой самолет), и Брежнев. Еще Ил-18 участвовал в эвакуации Фиделя Кастро из США. А в нашей истории – именно «салонный» Ил-18 вез первого космонавта в Москву.
Самолет Ил-18 выпускался серийно с 1958 по 1978 на заводе под номером 30, который располагался недалеко от аэродрома на Ходынском поле. Этот завод был основан еще в 1893 году и носил имя Акционерное общество «Дукс». Сам Ходынский аэродром в 20-его годы прошлого века был назван в честь Льва Троцкого, в разные годы был взлетной площадкой для экспериментальной и военной авиации. К большому сожалению, аэродрома, как и самого завода давно нет на этом месте, зато есть элитные муравейники по цене в 20 млн. Какая страна, такая и авиация.
Но все это потом. А пока, счастливый Юрий Гагарин спускается с Ил-18 и идет на ковровой дорожке, на которой у него развязывается шнурок. Открытый к миру и славе, которая не успела сломать его.