Свидетельств тому, что Андре Ситроен самый, пожалуй, гениальный автомаркетолог всех времён и народов множество. Вспомним, с чего начиналось продвижение бренда Citroen.
В январе 1919 года во всех газетах Франции появились объявления о предстоящем появлении на рынке инновационного автомобиля – полностью укомплектованного, уже готового к эксплуатации. И по цене всего-то 7 250 франков! Такого Европа еще не видела, – за две недели на завод поступило 16 тысяч заявок. Так, не имея еще живого автомобиля, гениальный маркетолог Ситроен уже приступил к его продажам. Выход в свет первой модели нового бренда начался с рекламы. Что и обеспечило фантастический спрос обреченному на успех Citroen Type A.
Первый автомобиль под двойным шевроном – логотипом Ситроен – с 4-цилиндровым двигателем 1 327 куб.см, развивающий максимальную скорость 65 км/ч, сошел с конвейера полностью переоборудованного завода на набережной Жавель 28 мая 1919 года. А 7 июля первый Citroen прибыл к своему первому покупателю – скототорговцу месье Тестмолю из провинции Дордонь. После оформления покупки под аккомпанемент духового оркестра на шасси автомобиля была закреплена мемориальная табличка, и автомобиль №1 вручили хозяину.
К осени завод достиг объемов производства 100 единиц в день, Ситроен задействовал и мощности завода Mors, но спрос пока существенно опережал предложение. До конца года было выпущено 2,5 тыс. машин, за первый год продаж передано клиентам 10 тыс. автомобилей. Конкурентам такие объемы и не снились – то, что Ситроен выпускал в день, они собирали за год…
Citroen Type A, как и задумывался, стал первым европейским массовым автомобилем. Первым в Старом Свете автомобилем, сходящим с конвейера уже готовым к эксплуатации. Мало того, Citroen Type A – это первый в Европе автомобиль с левым расположением руля!
А бренд Citroen – первый в Европе автопроизводитель, обеспечивший свою продукцию разветвленной сетью сервисных станций. Любая техника может внезапно заболеть той или иной неисправностью. Но, по замыслу создателя, болезни Citroen не должны были доставлять особых неудобств их владельцам.
Не успел стихнуть ажиотаж вокруг Type A, как Ситроен подготовил к конвейеру вторую модель – более мощный и совершенный Citroen B2. Вывод на рынок происходил по той же схеме: сначала мощная рекламная кампания, затем собственно автомобиль. И если в самой модели каких-то особых революционностей не замечалось, то в предшествующей ее выходу рекламной кампании они были налицо: 20 февраля 1921 года Citroen представляет брендированную серию дорожных знаков для французских дорог.
И лишь пять месяцев спустя – как и в случае с первенцем, с конвейера сходит Citroen B2.
И уже 5 октября того же года на Парижском автосалоне состоялся дебют Citroen Type C, получившего в народе имя Le Petite Citron – «Лимончик». Автомобиля, превзошедшего по массовости Type A благодаря еще большей компактности и доступности. С конвейера сходило по 300 машинок в день, за 4 года жизни модели автомобилистами и автомобилистками стали более 80 тысяч европейцев.
Год спустя 12 октября 1922 года над головами парижан и гостей VII Парижского автосалона развернулось необычайнейшее зрелище.
Слово очевидцу – Илье Эренбургу, как раз в это время пребывавшему в столице Франции:
«Эйфелева башня высока. Над ней только небо. Следовательно, надо заняться небом. Продавцы мыла расписываются на железных заборах. Г-н Ситроен должен расписаться на небесной лазури. Он заказывает самолеты. Скромные товарищи Линдберга (только-только посетившего Париж знаменитого летчика – ред.) должны теперь выписать дымом по небу имя г-на Ситроена. Внизу парижане стоят, задрав головы, и дивятся. Они еще никогда ничего не читали на небе, кроме звездных иероглифов. Но иероглифы — это для египтологов или для детей. А г-н Ситроен расписывается обыкновенными латинскими буквами. Больше некуда скрыться от … (этих) букв. Они внизу и наверху. Они повсюду. Они светятся. Они покрывают поля. Они заслоняют солнце».
Впрочем, это еще не вершина креативных достижений Андре Ситроена, – самый яркий рекламный ход автопромышленника, попавший в Книгу рекордов Гиннесса, случился позже. Да и рекламный креатив, отнюдь, не заменял в автотворчестве Ситроена технической инновационности. Параллельно с плановым выводом на рынок ожидаемых моделей человек-бренд вынашивал и весьма оригинальный проект гусеничного авто. История его рождения весьма занятна. И опять с русским следом. Но об этом в следующий раз.
НАЧАЛО – ... – ВЫ ЗДЕСЬ – ПРОДОЛЖЕНИЕ
#автосоюз
Страницы истории Citroen в хронологическом порядке:
1. Российский след в истории Citroen
2. Как Ситроен вошёл в автобизнес и причём здесь русский генерал
3. Андре Ситроен – гений маркетинга и рекламы
4. Андре Ситроен: кульминация жизни
5. Citroen: жизнь после жизни
6. Citroen – бренд правительственного уровня
#автоистория #история #история автомобилей #биографии знаменитостей #ситроен #французские автомобили #citroen