Найти тему
Журнал "Советское кино"

Три причины развала советского кинематографа или почему российское кино невозможно смотреть?

Оглавление
Дорогие читатели, это 3 статья из 3, что я подготовила в рамках темы: "Почему современный российский кинематограф превратился в жалкую пародию на Мосфильм?"
Первую статью цикла вы можете посмотреть по этой ссылке.
Вторую статью цикла вы можете посмотреть по этой ссылке.

1. Успех фильма - в зрителях или валюте?

Успех кинокартин в советское время измерялся количеством людей, их посмотревших.

Фильм показывали в кино, и первые зрители срабатывали, как лакмусовая бумажка. Если кинокартина нравилась, люди "валили" в кинотеатры. Сами! И не нужно было крутить сотни рекламных роликов, чтобы подготовить "народ" и убедить, что фильм хороший.

Сейчас в Википедии можно найти информацию о том, какие фильмы становились лидерами проката в СССР за определенный год. К примеру, в 1977 году эти фильмы посмотрела почти вся страна:

Скриншот из Википедии
Скриншот из Википедии

Сейчас же успех фильма измеряется в денежном эквиваленте, причем сразу в долларах. Мы же во всем стремимся быть похожими на запад!

Картинки и скрины с сайта Кинопоиск
Картинки и скрины с сайта Кинопоиск

В целом культура посещения кинотеатров уже не та. Люди идут туда, в основном, на зарубежные блокбастеры, а отечественные картины смотрят постольку-поскольку.

Их рекламируют по телевизору, создают шумиху. Человек приходит в кино, чтобы убедиться, что вышло очередное низкопробное творение. Да и потом будет о чем поговорить с коллегами. Как только зрители покидают кинозал, ни в душах, ни в умах ничего не остается.

2. Актерская школа другого уровня

Русская театральная школа всегда считалась одной из лучших в мире. ГИТИС и Немирович- Данченко, школа-студия МХТ и Станиславский с его знаменитым "Не верю!", который вывел вывел качество актерской игры на новый уровень.

Сцена из спектакля "Бег" по пьесе Булгакова. Ленинский академический театр драмы имени А.С. Пушкина, 1958 год.
Сцена из спектакля "Бег" по пьесе Булгакова. Ленинский академический театр драмы имени А.С. Пушкина, 1958 год.

Советская система обучения актеров была полна выдающимися деятелями в области теории и практики (Мейерхольд, Эйзенштейн, Козинцев и Трауберг, Захаров, Герасимов, Вахтангов). И куда все это делось теперь?

Константин Станиславский и Владимир Немирович-данченко
Константин Станиславский и Владимир Немирович-данченко

В наше время существует множество театральных курсов. Поступить в театральные ВУЗы можно "по блату", да и вообще, чтобы сниматься в современном кино, вовсе не обязательно иметь актерское образование.

-5

3. "Некрасивая" внешность советских артистов и "непонятные" темы фильмов

Недавно я общалась с племянницей, довольно умной и покладистой девушкой, которой недавно исполнилось 18. Она поступила в экономический ВУЗ, совмещает учебу и работу, участвует в студенческой самодеятельности.

Я спросила ее, смотрит ли она и ее подруги советские фильмы, на что я услышала категоричное "НЕТ". Причиной, по ее словам, было то, что, во-первых, актеры не нравятся современным молодым людям чисто внешне. Во-вторых, молодежь, порой, просто не понимает о чем фильм. В-третьих, если фильм старый и черно-белый, он сразу отталкивает современного зрителя, как бы говоря: "здесь нет места спецэффектам и компьютерной графике".

Кадр из фильма "Донская повесть" - 1964
Кадр из фильма "Донская повесть" - 1964

И действительно, взять, скажем, фильм "Донская повесть", где блистает целая плеяда замечательных советских артистов: Евгений Леонов, Людмила Чурсина, Александр Блинов, Борис Новиков.

О чем этот фильм? Правильно - о революции. Кто главный герой кинокартины? Яков Шибалка - пулеметчик, боевая подруга которого оказывается шпионкой белых. Яков "сдает" мать своего ребенка и вершит над ней самосуд, ведь революционный долг - превыше всего.

Разве современная молодежь может понять такое? Что им известно о революции? В большинстве случае, только то, что они успешно забыли, сдав ЕГЭ по истории.

А что касается внешности, то недавно я писала о прекрасной советской актрисе Жанне Болотовой - звезде фильмов "Дом, в котором я живу", "Подранки". Мне очень понравилось, как она охарактеризовала одно из неповторимых достоинств советского кинематографа: "разношерстность" актеров.

Жанна Болотова
Жанна Болотова

Были и красивые и не очень, но все оригинальные, не "под копирку". Помните Макарову, Быстрицкую, Мордюкову, Чурикову, Серову, Чурсину? У каждой - свой уникальный образ, который невозможно спутать ни с чьим другим.

-8

К внешности современных актрис уже изначально предъявляются более жесткие требования. Есть определенные эталоны красоты, к которым все стремятся, а пластическая хирургия еще больше "сравнивает" и "стирает"лица нынешних артисток.

-9

В очередной раз "подтянув" лицо, 50-ти летние актрисы играют 30-ти летних. Даже мужчины не чураются "лечь под нож", взять хотя бы Олега Меньшикова, который явно перебарщивает с загаром, краской для волос и модными "прикидами". Актер все не решается стареть, возможно дело в молодой жене?

Олег Меньшиков с женой
Олег Меньшиков с женой

Советские артисты жили по возрасту: играли молодых, когда сами были свежи и молоды (за редким исключением), достойно старились и начинали играть пожилых и мудрых.

Вот такие мысли, дорогие читатели. Не знаю, есть ли смысл надеяться на возрождение старых традиций? Пока менталитет в нашей стране все больше стремится к западному стандарту, вряд ли. Кино становится все более коммерческим, персонажи картонными, а зрители разочарованными.

Хорошо, что у нас остался огромный пласт наследия советского кино, которое можно смотреть и пересматривать бесконечно.

Дорогие читатели, это 3 статья из 3, что я подготовила в рамках темы: "Почему современный российский кинематограф превратился в жалкую пародию на Мосфильм?"
Первую статью цикла вы можете посмотреть по этой ссылке.
Вторую статью цикла вы можете посмотреть по этой ссылке.