В материале возможны фатальные спойлеры и, несовпадающее с Вашим, мнение автора обзора.
Мы тут уже говорили о первой части Dragon age, которая повлияла на нынешний облик RPG-игр, оставаясь при этом довольно классической партийной ролёвкой по механике. Но у Bioware есть ещё одна серия, которой они (несмотря ни на что) могут с полным правом гордиться. Это конечно же Mass Effect, которую выпустили в 2007-м году для Xbox360, а уже после и для двух оставшихся платформ - ПК и PlayStation 3.
22-ой век на дворе, люди наконец-то выбрались в космос, и взялись осваивать прилегающие небесные тела. На Марсе яблони вырастить не вышло, но зато там нашли руины древней цивилизации, попутно научившись делать невиданные до того вундервафли. Под нашим управлением аж целый капитан (хотя правильнее бы было - командор) Шепард, герой всего чего только можно. Отправляют нас, на навороченном и дорогущем разведывательном корабле Нормандия, проинспектировать раскопки. Дело тут вот в чём - на планете-колонии Иден Прайм вырыли вполне себе действующий артефакт всё той же древней цивилизации - раньше-то находили разве что только руины. Правда, на планете явно творится что-то странное - в небе зависает незнакомый летательный аппарат исполинских размеров, а местный гарнизон уже вовсю отбивает атаку каких-то непонятных пришельцев. Разбираться, что тут происходит и куда делся артефакт, придётся нам самим - куратор задания убит, и это вообще-то может стать серьёзной проблемой для Шепарда.
Кто бы сколько ни ругал Масс Эффект - у игры не отнять определенного шарма. При том, что RPG в космосе - зверь вообще редкий, а последний на тот момент заход принадлежал тем же Bioware - игра про джедаев из старой республики. И, в принципе, в данном опусе все торчащие уши легко опознаваемы - это и навязанные сюжетом сопартийцы с непростой судьбой (одного вас тут поимеют без вазелина, даже на самом лёгком уровне сложности), и тонны инвентаря, и не очень-то интуитивная система прокачки, и автоматически сливаемые квесты - стоит только повернуть не за тот угол, да и неторопливость всё та же. Но! Игра при всём этом умудряется быть самобытной и атмосферной. Если Knights of the Old Republic, так или иначе, склонялись к чёрно-белой морали, то здесь куда больше полутонов и неоднозначного выбора.
Конечно, на основную сюжетную линию особо не повлияешь, но вот кое-где задумываешься - а правильно ли я поступил? Побочных квестов целый ворох, а по мере прохождения основного - открываются новые и новые. Хорошо прописаны расы: солдафоны-турианцы, хитрые дипломаты - азари, пофигистичные наёмники - кроганы - но эти все характеристики только на первый взгляд. Самое важное - ни в одном из квестов построенная модель межгалактического сообщества не даёт слабину и не выглядит декоративной условностью. Тут вообще очень много внимания уделено деталям описываемого мира, как с точки зрения информативности, так и с точки зрения дизайна. Да, по нынешним меркам графика может казаться слишком уж слабенькой, а интерьеры и локации бедноватыми - но и это работает на определенную атмосферу.
Изучать мир игры, и в целом двигаться по сюжету, довольно интересно: колесо диалога в данном случае выглядит уместным и удобным решением. Игра довольно кинематографична, и классический список реплик динамику убил бы окончательно. Мы и так поминутно лазим в инвентарь, подбирая оптимальное снаряжение, ковыряемся в умениях, ходим по личному кораблю и выспрашиваем, не мучает ли кого-то из сопартийцев неразрешимая экзистенциальная проблема. Помимо этого, всегда есть где побродить по ключевым локациям, а уж исследовательский режим с собиранием всяких разных квестовых штуковин по дальним уголкам галактики - это вообще отдельный сегмент игры. При том что, помимо болтовни с сопартийцами, болтовни с NPC, и хождения туда-сюда, в основном мы занимаемся стрельбой, а так как игра пришла с консолей - укрытия нам в помощь.
Тяжела работа командора, чего уж там - на вдумчивое, полное прохождение может уйти дня два интенсивной игры. И вот именно первая часть Масс Эффект вызывает какую-то крайне странную, труднопреодолимую зависимость. Несмотря на шероховатости технического исполнения игры, кучу багов и местами уж слишком сомнительные механики, явно оставшиеся в наследство от чисто консольных корней игры. 9 из 10, только будьте внимательны с версиями игры: в некоторых сервисах установленный русификатор может время от времени слетать наглухо, да и локализации второго DLC, представляющего из себя тренировочный режим, отсутствует. А уж браться играть в версию с дубляжом - это вообще на любителя. Хотя, на моём канале плейлист с прохождением представлен именно в таком варианте.
Полную, неотцензуренную версию этой статьи, а также много другого интересного вы можете найти в моём паблике в социальной сети ВКонтакте.