Найти в Дзене

Психология хамства в фильме "Вокзал для двоих". Вымещение и вытеснение

В фильме Эльдара Рязанова "Вокзал для двоих" (1982) детально показан типичный процесс нарастания конфликта. Возникает скандал между музыкантом Платоном Рябининым (Олег Басилашвили) и официанткой Верой (Людмила Гурченко), причём в нём ярко проявляются два типичных защитных механизма: вымещение и вытеснение

Партнерский материал

Теорию защитных механизмов разработала Анна Фрейд, опираясь на идеи своего знаменитого отца. Эта концепция играет важную роль в психоанализе, а также признается во многих других течениях психологии.

https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/

С помощью этих механизмов человек бессознательно защищается от негативной информации, фильтруя или искажая ее, а также преобразует отрицательную эмоциональную энергию.

Реклама:
Если вас интересует практическая психология, обратите внимание на
Марафон бесплатных вебинаров
проекта «Горячая линия психолога».

Итак, давайте рассмотрим роль защитных механизмов в конфликте между главными героями фильма.

кадры из фильма "Вокзал для двоих"
кадры из фильма "Вокзал для двоих"

Рябинин выходит на станции Заступинск, чтобы пообедать в привокзальной ресторане и получает негативные впечатления от местного комплексного обеда.

- От одного вида этой еды язва может разыграться. Я не могу это есть.

Затем пытается уйти, чтобы не опоздать на поезд, однако его не пускают официантки, заставляя заплатить за нетронутый обед.

- Я не ел, не ел. Вон стоит мой обед.
- Я не знаю, ели вы или не ели?
- Я не трогал, не прикасался. Чтобы я ел вот это? Это уже один раз ели.

Рябинин втягивается в перепалку, идя на поводу у эмоций и забывая о своём скоро отправляющемся поезде.

- Платите рубль двадцать.
- Платить не буду, я на поезд опаздываю.
- Да мы не столько зарабатывали, чтобы за вас за всех платить.
кадры из фильма "Вокзал для двоих"
кадры из фильма "Вокзал для двоих"

Скандал разгорается, все участники активно вовлекаются и увлекаются. Рябинин призывает вызвать милицию, Верочка называет его пижоном и фраером. Она обижена на возмущение (хоть и справедливое), и тоже срывается на клиента.

Героиня Гурченко явно выплескивает личный накопленный негатив, пользуясь представленной возможностью. Она вымещает свой стресс на посетителе.

- Я платить не буду, я не ел! Это дело принципа.

У Рябинина тоже можно заметить вымещение. Он в стрессе от своих личных жизненных коллизий (торопится на встречу с отцом на два дня), плюс голоден и недоволен качеством обеда.

Налицо психологическая цепная реакция. Встречаются эмоционально накаленные люди, долгое время практикующие вытеснение. Они терпели, подавляя в себе негатив, а потом им дали повод выплеснуть накопленное недовольство. Верочка терпит недовольство и пьянство посетителей, Рябинин терпит мысли о тяготах предстоящего длительного тюремного заключения.

Никто не намеревался затевать скандал, однако скандал возник как бы сам с собой. Но есть причина - в неосознанных внутренних силах.

И вскоре возникает проблема.

- А поезд-то его уже ушёл! - злорадно кричит Вера. - Ха-ха-ха... А поезд ту-ту!

С криком "остановите поезд!" Рябинин выскакивает через оконный проем и бежит вдогонку. Безуспешно.

кадры из фильма "Вокзал для двоих"
кадры из фильма "Вокзал для двоих"

- Лучше заплатите, протокол вам дороже встанет. - советует местный милиционер.

Платон Сергеевич платит.

- Товарищ лейтенант, вы свидетель, что я отдала ему его поганую сдачу. Вот так, мы в расчёте.

Радостно напевая, Вера не спеша удаляется в ресторан. Рябинин со словом "стерва" поднимает сдачу с тротуара. Взаимное негативное отношение нарастает.

В ресторане они снова обмениваются взаимными эмоционально-негативными "вспышками".

- Вы мегера! Из ваших рук я не стану есть до конца моей жизни!
- Что я ему такое сделала? Ха-ха-ха...

Но очень скоро мы видим новый психологический процесс: вымещние сменяется вытеснением. Буфет оказывается закрытым, и Рябинин возвращается в зал ресторана.

- Дайте меню, пожалуйста. Очень хочется есть.

Вытеснение побеждает под влиянием сильного голода. Плюс поскольку Рябинин - человек не гордый, а скорее скромный, процесс вымещения довольно скоро прекратился. Так часто бывает в обычной жизни: на эмоциональные вспышки гнева расходуется много энергии, и человек порой просто устаёт.

- Пожалуйста, принесите что нибудь диетическое.

Под влиянием вежливости и чувства жалости (а также чувства вины) Верочка решает обслужить посетителя как "дорогого гостя нашего города".

- Приятного аппетита! 

Однако при виде жёсткой и жилистой курицы вновь подступает гнев.

- Это я по вашей милости здесь торчу. Чтобы ваш ресторан сгорел вместе с вашей станции и вашей курицей...

Выясняется, что Рябинин переживает не о вещах (которые у него все с собой), а о потерянном времени.

- Если бы вы знали, как мне дорог, как мне важен этот день!
кадры из фильма "Вокзал для двоих"
кадры из фильма "Вокзал для двоих"

Примирение

Очень важен момент гармонизации отношений между героями. Это связано с осознанием влияния защитных механизмов.

- Вы меня простите... Не знаю, как меня дернуло к вам привязаться с этим рублем? Озвереешь за целый день. Тебе хамят - ты хамишь. Тебе не доплачивают и ты обсчитаешь. Ну а что делать?
- Ну ладно. Вы же не по злобе, а так. Сгоряча, в запарке. Я понимаю. И зла на вас не держу.
- Правда? Ну простите ещё раз.
кадры из фильма "Вокзал для двоих"
кадры из фильма "Вокзал для двоих"

Обратим влияние на ключевую фразу: "Тебе хамят - ты хамишь". Это очень важный момент. Произошло осознание собственного механизма вымещения. Вера поняла и признала не только перед собой, но и перед другим человеком, что сорвала злость. И выразила сожаление, извинилась - тем самым погасив конфликт и раздражение в свой адрес.

Почему же это произошло? Вера ощутила чувство эмпатии, она поставила себя на место другого и стала сопереживать.

кадры из фильма "Вокзал для двоих"
кадры из фильма "Вокзал для двоих"

А ведь конфликты начинаются именно тогда, когда эмпатия исчезает, и человек замыкается на своих негативных переживаниях, даже не пытаясь поставить себя на место другого.

Эти и другие особенности конфликтных ситуаций можно изучить с помощью методов психологии. Их знание поможет предотвращать конфликты, а также смягчать и успешно разрешать.

А что вы думаете о фильме "Вокзал для двоих"?
Если статья интересна, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Реклама:
Если вас интересует практическая психология, обратите внимание на
Марафон бесплатных вебинаров
проекта «Горячая линия психолога».
Ведущие специалисты Московского института психоанализа помогут вам и вашей семье. Это психологи, педагоги, логотерапевты, врачи-диетологи и эндокринологи, фитнес-тренеры и многие другие консультанты.
30 минутные вебинары будут проходить ежедневно в течение месяца с возможностью задать ваши вопросы спикеру в чате. В режиме онлайн вы сможете поддержать свои психологическое и физическое состояния в норме.
Следите за расписанием вебинаров на официальном сайте Московского института психоанализа:
http://inpsycho.ru/nashi_proektyi/goryachaya_liniya_psixologa/esplatnyie_vebinaryi