Найти тему

Лучший фильм "еврейского Пырьева." Как совместить соцреализм и голливудский фильм. ч.1

Середина 50-х. Советский кинематограф выбирается из ямы "малокартинья". А в это время в самом расцвете находится Золотой век Голливуда, до сих пор считающийся эталоном гламура, стильно одетых с безупречной прической красивых женщин, сильных и справедливых мужчин, увлекательного сюжета, замечательной музыки и романтических отношений. Создаваемая "фабрикой грез" альтернативная реальность была настоящим произведением искусства.

И освобожденные от позднесталинского кинематографического маразма, когда уже старый и больной диктатор выдвинул идеалистическую идею, что фильмов должно сниматься меньше, но они все должны быть шедеврами, приведшую к глубочайшему застою и деградации советского кино, режиссеры кинулись наверстывать упущенное. И начали снимать фильмы, в которых практически уже не было кондовой идеологии, и ощущалось явное влияние Голливуда. Стали сниматься красивые, масштабные фильмы с душещипательным мелодраматическим сюжетом. Где героям предстоит пройти многие трудности, но в итоге счастливый финал.

Первыми ласточками стали снятые в 1954 г. "Большая семья" Иосифа Хейфица и "Испытание верности" Ивана Пырьева. "Испытание верности" - это уже стопроцентная голливудская мелодрама с советским колоритом. Красивые богатые интерьеры, красивые ухоженные женщины, мужественные мужчины, держащий в напряжении до последнего кадра сюжет - воссоединятся ли главные герои или нет, замечательная музыка.

Мимо такой возможности не мог пройти другой известный советский режиссер, друг и большой поклонник Ивана Александровича Пырьева, называвший себя "еврейским Пырьевым" Леонид Давыдович Луков. Уроженец провинциального Мариуполя, не имевший никакого специального образования, настоящий самородок, снял к тому времени такие народные фильмы, как "Большая жизнь" и "Два бойца". Именно в его фильмах получили всенародную популярность Борис Андреев, Петр Алейников и Марк Бернес.

И вот в 1956 году этот "еврейский Пырьев" снял одну из самых лучших отечественных мелодрам всех времен и народов "Разные судьбы". Это была третья и последняя вершина его творчества. Четвертой мог стать фильм "Верьте мне, люди", об этом фильме у нас на канале есть статья, но режиссер умер во время его съемок в 1963 г.

В фильме все сошлось. Великолепная режиссура, прекрасные молодые исполнители главных ролей - восходящие звезды новой волны, замечательная музыка и песни Никиты Богословского, очень красивая операторская работа.

Главные герои фильма четыре ленинградских одноклассника в прологе фильма под прекрасный вальс, танцующие на выпускном школьном балу. Степан Огурцов, Соня Орлова, Таня Огнева и Федор Морозов. Школа закончена и впереди взрослая жизнь.

В этом фильме фактически два разных фильма в совершенно разных жанрах. Первый фильм - такой настоящий советский соцреализм с явно выраженным морализаторско-дидактическим уклоном о становлении молодого человека, вчерашнего школьника, Степана Огурцова. Сирота, он не стал поступать в вуз и сидеть на шее у тети, а уехал из Ленинграда в сибирский город работать подручным сталевара на металлургический комбинат, одновременно учась в вечернем институте.

Он любит бывшую одноклассницу Таню Огневу, но та любит Федю Морозова. А Степана любит другая одноклассница Соня Орлова. И Соня тоже уезжает в Сибирь и поступает на завод, где работает Степан. Как и положено в настоящем советском соцреализме, Степан стал передовым бригадиром, рационализатором, борцом с консерватизмом, членом партии. О нем пишут в центральной прессе и выдвигают на работу с большим объемом, назначают зам. начальника доменного цеха. Могут даже наградить орденом.

Главных героев этого "советского", образцово-шаблонного фильма играют образцово показательные русские актеры Георгий Юматов и Татьяна Конюхова. Эталонные русские актеры. Только им и играть героев русских сказок Ивана-царевича и Василису Прекрасную.

-2

Георгий Юматов в 1956 г. сыграл две свои первые главные роли. Первого комсомольца, рабочего парня Степана Барабаша в "Они были первые" и Степана Огурцова в "Разных судьбах". Не имеющий никакого специального образования, только военную школу юнг, сигнальщик на бронекатере, прошедший всю ВОВ, необыкновенно обаятельный, настоящий русский самородок. Такой же, как другой великий русский актер Н.А. Крючков

Вот только непонятно, почему авторы дали Степану такую , мягко выражаясь,незвучную фамилию Огурцов (это кто же у нас уже был Огурцов в том же 1956 г. ?)) , в отличие от трех других главных героев. У них фамилии как фамилии: Огнева-Морозов, Орлова. Вот, что ему не могли какую-нибудь другую фамилию придумать, созвучную с фамилией Сони - типа Волков, Медведев, на крайний случай Жуков. Тем более, что Юматова и зовут Георгий, как Жукова. Нет, эти два автора сценария еврейской национальности Луков и Смоляк дали рабочему русскому парню фамилию какого-то овоща. Неправильно это. Принижает передовой советский рабочий класс.

А это Соня Орлова. Это уже самая настоящая звезда советского кино Татьяна Конюхова. Она самая известная и популярна из всего квартета главных героев.
А это Соня Орлова. Это уже самая настоящая звезда советского кино Татьяна Конюхова. Она самая известная и популярна из всего квартета главных героев.

Настоящий верный друг и товарищ, истинно и самоотверженно любящее Степана сердце. Абсолютно положительная, идеальная героиня. Найти характер Сони ей помогла одна деталь. Она сама искала костюм для героини. Отыскала в закромах студийной костюмерной рваную шубейку, годившуюся разве что подростку.

-4

Стройная хрупкая Конюхова натянула ее на себя, посмотрела в зеркало – и оттуда глянула на нее Соня, сирота, выросшая на хлебах у тетки, одинокая, тихая девочка, чуть не с первого класса влюбленная в красавца Степу, героя Юматова, предпочитающего другую.

Идеальная пара. Озорной, веселый, бесшабашный, но чистый и твердый, как сталь, Степан и нежная, преданная, любящая Соня.

-5

Это Степан с друзьями-комсомольцами с горя напился. Его не приняли в партию. Страшный жизненный удар. Да, тогда напивались не только от несчастной любви, но и от того, что не приняли в партию. А Соня с ангиной и температурой под 39 градусов, как верный друг, прибежала в пивную спасать Степана.

И как такое любящее и преданное сердце не полюбить Степану. Тем более, что его прежняя любовь Таня оказалась такой стервой. И как положено в настоящем советском фильме соцреализма, Степан полюбил Соню, хотя она маленько над ним поиздевалась из женской мести, когда он ей делал предложение, но долго не выдержала. Они поженились, им дали комнату, и начали копить деньги на мебель. Крепкая советская семья. Такой вот традиционный чисто советский фильм, которых и раньше снимали и потом будут снимать сотни.

Но в фильме "Разные судьбы" имеется еще и второй фильм. А вот это уже чистый Голливуд. Советский фильм с рабочим Степаном и лаборанткой Соней служил дымовой завесой для другого фильма, сделанного по голливудским лекалам. Но зрителя не обманешь, зритель понял какая в этом фильме основная тема и на кого надо обращать главное внимание.

Лучший фильм "еврейского Пырьева". Как совместить соцреализм с голливудским фильмом. ч.2
Старое кино от Хозяина тайги13 апреля 2020

Пишите комментарии

Ставьте лайки

Подписывайтесь на наш канал