Как всем известно, Элиста столица единственного в Европе народа-буддиста. Ну, отношение к Европе эта земля имеет более географически, чем исторически, да и религиозная истовость самих калмыков невелика, но факт и правда имеет место.
После революции из хурулов на территории самой Калмыкии не уцелело ничего, сохранились лишь остатки Хошеутовского хурула на территории Астраханской области. Но в народе все равно продолжало жить именно буддистское сознание, и в новейшие времена, все достаточно быстро вернулась к исходному варианту.
Вот, например, куст в Центральном Парке.
«Алтн Босх» - «Золотые ворота» по дороге к Центральной площади.
Как и любое буддистское место, обвешаны колокольчиками.
«Пагода Семи дней» на Центральной площади.
Семь дней — семь дней недели имеются в виду. Молитвенный барабан Кюрдэ внутри.
Ленин издалека и с интересом смотрит на это баловство.
Скромный Будда восседает неподалеку.
Еще одни ворота (?) по дороге к памятнику Ленина.
Палатка, торгующая религиозными предметами и сувенирами. А как же?
Второй и самый главный религиозный центр в городе — Центральный Хурул.
Центральный хурул в Элисте расположен не в самом-самом центре, но достаточно близко к нему. На улице Ленина :) Поскольку, построенного в 1996 году на окраине небольшого храма Сахюсан-Суме почти сразу стало не хватать, было решено построить уже нечто крупное, вроде кафедрального собора.
Сказано – сделано. 27 декабря 2005 г. на месте бывшего завода железобетонных конструкций был открыт центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» или Гол-сюме «Бурхн Багшин алтн сюме».
Это одни из ворот.
Территория всего комплекса не слишком велика. На искусственно насыпанном холме стоит само здание, окруженное очень своеобразными статуями.
Я не очень в этом понимаю, но по-моему это «архаты» то есть что-то вроде апостолов, проводники учения Будды.
Здание окружают целиком.
Без молитвенных барабанов обойтись тоже нельзя.
Вид хурула с парадной стороны.
Внутреннее убранство храма выглядит скромно, хотя большая статуя Будды, как и всегда, впечатляет. Неудобно только, что при входе необходимо разуваться.
На втором этаже есть и собственная библиотека, и лекторские залы, и еще много-много всяких штук. То есть это скорее религиозно-просветительское учреждение.
Надпись на главных воротах.
Парадный вход. Автомобили на стоянке небогаты, как и всё в Калмыкии.
У City Chess идет строительство тоже какого-то комплекса с уже построенной Ступой...
...и строящимся храмом. Не знаю, что это такое, информации нет. Ни разу не видел, кстати, чтоб в ступе была дверь.
Третий, более исторический религиозный центр Элисты — скромный храм Сяхюсан-Сюме. Открыт он был 5 октября 1996 года на окраине города (выезд в сторону Волгограда), и до постройки Гол-Сюме был основным. Если я не ошибаюсь в его титуловании, то Сахюсан-Сумэ означает храм в честь Сахюсанов то есть защитников учения Будды.
Он очень скромен.
Действительно скромен.
Мы попали туда после службы и застали молодых девушек, пылесосящих полы. Никогда не видел пылесоса в храме до этого :) Как и бегающих мышек. Буддистские храмы используют в отделке много дерева и поэтому мыши там встречаются.
Молитвенные барабаны можно покрутить и здесь.
Пейзаж вокруг нерадостный. Зимой степь не зеленая или рыжая, а черная. А вот те домики — это подсобное хозяйство храма.
А вот теперь из Элисты надо было уезжать. Как же теперь попасть в Москву? Дни праздничные, народу едет много... Оказалось, что практически единственный возможный путь — это использовать прямой автобус Элиста — Москва. Есть и самолеты, но очень дорого. Железной дороги нет и даже здания вокзала обнаружить не удалось. Билетов нам еле хватило (взяли буквально последние два).
Вообще, момент отправления около двадцати автобусов в Москву одновременно выглядит совершенно эпически. Вся площадь забита народом, все прощаются... Картины с этого писать надо.
В самой дороге, кроме 20 часов сидения в кресле, ничего интересного нет.