17 февраля 1600 года Джордано Бруно был сожжён на костре в Риме. Спорная фигура при его жизни и сейчас. После его смерти, забытый историей на протяжении веков, он был воскрешён на рубеже XIX и XX веков интеллектуалами, борющимися с христианством и религией. Его представили как мученика науки. Сегодня в Европейском Союзе его почитают как символ прогресса. Верна ли мифологизация Бруно? Был ли он таким великим учёным, каким его сделали поклонники?
Джордано Бруно родился в 1548 году. В возрасте 11 лет он отправился в Неаполь, чтобы изучать гуманитарные науки. Затем он вступает в Доминиканский орден. Он постоянно конфликтовал со своими наставниками, критикуя догмы веры. В 18 лет он усомнился в божественности Иисуса Христа и Святой Троицы. Что в глазах его современников делало его не только еретиком, но и атеистом. Несмотря на это в 1575 году он стал доктором богословия, хотя интересовался оккультизмом, философией и эзотерикой.
В 1576 году его обвинили в ереси и отлучили от церкви, в обвинительном заключении содержалось почти 130 пунктов. Затем началось его странствие по Европе. До 1579 года он бродил по Италии, зарабатывая на жизнь преподаванием грамматики и астрономии. Затем он покидает Италию и бродит по Европе, работает корректором в женевской типографии, где и принимает кальвинизм (разновидность протестантизма). Но и тут он всё подвергает сомнениям, за что его изгоняют.
Изгнанный из Швейцарии, он отправляется во Францию, где выступает как лектор в университетах. За это время ему удалось написать 120 работ, которые являются обобщением его взглядов, благодаря чему он стал известен как великий противник Аристотеля. Когда король Генрих III начинает борьбу с гугенотами, Бруно понимает, что тут становится небезопасно и переезжает в Англию.
В Лондоне при дворе королевы Елизаветы I Тюдор он опубликовал шесть трактатов, в том числе сатиры о католической церкви. Он выступил с лекцией в Оксфорде, где его взгляды обсмеяли.
Он понял, что ему нечего искать в Англии и отправляется в Германию, где становится лютераном. Он пишет 160 статей против математиков (хотя мало знал о математике). Из-за неприемлемых взглядов его отлучают от церкви, исключают из лютеранской коммуны и высылают из Германии. Как видите, Джордано Бруно не мог нигде долго находиться из-за постоянных конфликтов с окружающими, вспыхивающими на фоне его взглядов.
Эти взгляды были конгломератом и сочетанием взглядов Платона, протестантского богословия, еврейской мистики (каббалы), собственного атеизма и многих других течений (часто противоречивых), из которых он выборочно выбирал то, что ему нравилось.
Взгляды Бруно не были научными в современном понимании этого слова. Они не были результатом наблюдений, не могли провериться экспериментально, не были подкреплены какими-либо расчётами или математическими моделями явлений. Бруно, вероятно, не мог даже понять вычисления Коперника, потому что нет никаких признаков его знания математики. Его взгляды были чистой спекуляцией и религиозно вдохновлены.
Для него бесконечность вселенной была эманацией бесконечности Бога. Следовательно, ему ошибочно была назначена роль «мученика науки». Тип интеллектуальной деятельности, которую он практиковал, называется философией природы. Однако его предположения были чрезвычайно смелыми и опережали его время. Например, Коперник, создавая гелиоцентрическую модель Вселенной, всё же предполагал существование сферы неподвижных звёзд, ограничивающей космос, в то время как Бруно считал Вселенную бесконечной во времени и пространстве.
Самая большая разница между теориями Бруно и современной астрофизикой и наукой в целом, заключается в его анимизме, который приписывает сознание и разум как материи, так и небесным телам, из которых она состоит.
Изгнанный из Германии, он вернулся в Венецию, где провозгласил себя «сыном неба и матери-земли», объявив о своём намерении создать собственную общину. Он верил, что благодаря своим магическим силам подчинит любого. Бруно был в Венеции по приглашению главы республики Джовани Мочениго, который нанял Бруно обучать его эзотерике, магии и мнемонике. Через несколько недель, когда дворянин понял, что им руководит шарлатан, он написал множество доносов и передал Джордано Бруно Трибуналу инквизиции в Венеции. Оттуда тот был экстрадирован в Рим.
Суд длился семь лет, в течение которых Бруно оставался в заключении. Первоначально Джордано Бруно основывал свою защиту на том, чтобы преуменьшить свои тезисы, как обычные шутки, к которым не следует относиться серьёзно. Однако в ходе судебного разбирательства он становился всё более настойчивым и в итоге перешёл от позиции отказа от своих взглядов к фазе принятия.
Инквизиционный трибунал вынес приговор, в котором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Наказание должно было исполняться «без пролития крови». Это означало приказ сжечь его живым на костре. Последние слова Бруно были: «Сжечь — не значит опровергнуть!».
Джордано Бруно умер не как учёный и не за научные взгляды, а за то, что отверг основы веры и нарушил монашеский обет.